
 1

  
 
 
COALIŢIA CIVICĂ PENTRU ALEGERI LIBERE ŞI CORECTE 

 Str. Bucureşti nr. 83, Chişinău, tel: 233947; 233948, e-mail: mgodea@contact.md 
 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Мониторинг  

массмедиа в электоральный и 
постэлекторальный периоды 

 
Отчет №  6 

05 апреля 2005 – 06 мая 2005 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проект, финансируемый Посольством Соединенных Штатов Америки, Посольством Великобритании, 
Фондом «Евразия», за счет средств, предоставленных  Агентством США по международному развитию  

(USAID) и Шведским агентством  по развитию и международному сотрудничеству  (SIDA/ASDI) 
Мнения, изложенные в данном издании, принадлежат авторам  исследования  и  не обязательно  отражают 

позицию финансистов 
 

 

 
 

British Embassy 
Chisinau 

 

 
 

 



 2

Мониторинг массмедиа в электоральный и постэлекторальный период 
 
Цель проекта по мониторингу освещения средствами массовой информации Республики 
Молдова избирательной кампании по выборам парламента – информирование 
общественности о поведении массмедиа и обращение внимания международной 
общественности на случаи ущемления свободы прессы в электоральном процессе.  

 
Проект реализуется  в рамках Гражданской коалиции за свободные и корректные выборы 
“Coaliţiа 2005” Независимым центром журналистики, Центром анализа и социологических, 
политологических и психологических исследований CIVIS, Ассоциацией независимой 
прессы и международной организацией Глобальная кампания по свободе выражения “Статья 
19”. 
 
 
Общие выводы (05 апреля 2005 – 06 мая 2005) 
 
Электронная пресса 
 
После выборов президента, состоявшихся 4 апреля, национальные общественные 
учреждения телеканал  «Молдова-1» и «Радио-Молдова» сделали первый шаг по 
направлению к более уравновешенному освещению политических событий, резко сократив 
как число новостей, благоприятствующих правящей партии, так и число новостей, 
неблагоприятно освещающих оппозиционные партии. В этот период  «Радио-Молдова» 
вообще не выпускала в эфир новости и публицистические передачи негативного характера 
об оппозиции. 
 
В то же время, критические материалы в передачах телеканала «Молдова-1» по-прежнему 
были направлены только против оппозиции, хотя их продолжительность существенно 
сократилась, а критические оценки в адрес власти отсутствуют. Чтобы достигнуть уровня 
уравновешенного освещения политической жизни общественным телерадиоорганизациям 
необходимо сделать следующий шаг: не отфильтровывать новости, благоприятные власти, и 
допускать в своих передачах точки зрения, отличающиеся от позиций правящей партии.  
 
Аналогичная издательская политика отмечается и на частных телеканалах национального 
покрытия «NIT», «Первый канал», а также на «RIF» и «TV 21». Следует отметить, что 
частота новостей, благоприятных ПКРМ, на «NIT» сократилась незначительно.  
 
С другой стороны, после 4 апреля на муниципальных телеканалах  «Euro TV Chişinău», 
«Antena C» и частном телеканале «Vocea Basarabiei» значительно снизилась интенсивность 
трансляции новостей, благоприятных оппозиции, а также новостей с негативным 
содержанием или контекстом о правящей партии. Следует отметить, что неблагоприятные 
новости и публицистические передачи нацелены не только против  ПКРМ, но и против 
оппозиционных партий, правда, в меньшей степени 
 
Большинство телеканалов черпали информацию в президентуре, министерствах и других 
правительственных органах и от официальных лиц. Самым частым источником информации 
радиостанций были средства массовой информации. 
 
В целом, данные мониторинга телерадиоорганизаций после 4 апреля свидетельствуют о 
завершении избирательной кампании и переходе большинства радиостанций и телеканалов 
РМ к освещению событий в обычном режиме. 
  
Печатная пресса 
 
В общих чертах мониторизируемые газеты публиковали уравновешенные сообщения о 
процедуре избрания президента Республики Молдова и назначения нового правительства. 
Комментарии и публицистические материалы о политическом процессе в период после 4 
апреля были разные. Так, правительственные газеты по-прежнему оказывали полную 
поддержку правящей партии и представляли только в  негативном контексте оппонентов 
переизбрания президента Воронина. Частные газеты жестко критиковали постэлекторальное 



 3

поведение политических партий, обеспечивших переизбрание Владимира Воронина на 
должность президента Республики Молдова. 
 
Следует отметить, что после 4 апреля большинство мониторизируемых печатных изданий 
(«Săptămâna», «Комсомольская правда в Молдове», «SP» , «Unghiul», «Farul nistrean», «Вести 
Гагаузии», частично «Молдавские ведомости») уменьшили долю новостей политического 
характера в  общем объеме публикаций по отношению к предыдущим периодам 
мониторинга. 
 
Результаты мониторинга (05 апреля 2005 – 06 мая 2005) 
 
TВ 
 
«NIT», «Молдова-1», «Euro TV Chişinău», «RIF» по-прежнему транслировали самый большой 
объем новостей политического характера. Разница между процентом частоты (таблица 1) и 
процентом продолжительности (таблица 2) отражает динамику трансляции новостей на 
соответствующих каналах.  
 
Диаграмма 1. Трансляция новостей политического характера – частота 
(% от общего числа новостей, выпущенных в эфир мониторизируемыми 
телеканалами) 
 
 

Diagrama 1. Difuzarea ştirilor cu caracter politic - frecvenţa
(% din numărul total de ştiri difuzate de către posturile supuse 

monitorizării)

Moldova 1
24%

Canal X
3%

TV Balti
2%

Blue Star TV (TV6)
3%

TV Gagauzia
1%

Euro TV
16%

TV 21
5%

RIF
11%

Pro TV
2% Pervii Canal

3%

NIT
30%

 



 4

Diagrama 1.1. Difuzarea ştirilor cu caracter politic - durata
(% din durata totală a ştirilor difuzate de posturile supuse 

monitorizării)

Moldova 1
22%

Pro TV
5%

Pervii Canal
4%

NIT
24%

Euro TV
22%

TV 21
5%

RIF
11%

Blue Star TV (TV6)
2%

Canal X
1%

TV Gagauzia
2%

TV Balti
2%

 
 
Диаграмма 1.1. Трансляция новостей политического характера – 
продолжительность (% от общей продолжительности новостей, 
выпущенных в эфир мониторизируемыми телеканалами) 
 
Новости, благоприятствующие политическим партиям 
 
В период после избрания президента РМ на национальном общественном телеканале 
«Молдова-1» отмечается резкое сокращение числа новостей, благоприятствующих правящей 
партии, таким образом можно констатировать приближение к параметрам уравновешенного 
освещения деятельности власти. В то же время «Молдова-1» и региональный общественный 
телеканал «ТВ Гагаузия» по-прежнему избегают выпускать новости с позитивным 
содержанием или контекстом об оппозиционных партиях.  
 
Сохраняется тенденция на сокращение новостей хвалебного характера в адрес власти на 
«NIT».  «NIT», “RIF”, «TV 21» по-прежнему не транслируют новости, благоприятные другим 
партиям, кроме ПКРМ.  
 
Муниципальный телеканал «Euro TV Chişinău» сохранил позицию благоприятного 
освещения политического спектра, но число такого рода новостей незначительно 
(диаграммы 2-2.1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



 5

Диаграмма 2. Партии, представленные в позитивном контексте в теленовостях 
   05.03 – 04.04 

Diagrama 2. Partide prezentate în context pozitiv la ştirile TV
05.03-04.04

PC
R

M
, 1

PC
R

M
, 3

PC
R

M
, 6

PC
R

M
, 5

PC
R

M
, 1

PP
C

D
, 2

PP
C

D
, 3

PP
C

D
, 1

PP
C

D
, 1

PP
C

D
, 4

B
M

D
, 2

B
M

D
, 1

B
M

D
, 1

3

PD
M

, 3
PS

D
M

, 1

PS
D

M
, 4

B
PR

, 2

B
PR

, 2

B
PR

, 2

U
C

, 1

PC
R

M
, 9

0

PC
R

M
, 8

8

PC
R

M
, 1

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Moldova 1 NIT Pervii canal Pro TV Euro TV TV 21 RIF TV Gagauzia Canal X

fr
ec

ve
nţ

a

 

 
 

Diagrama 2.1 Partide prezentate în context pozitiv la ştirile TV
05.04-06.05

PC
R

M
, 2

PP
C

D
, 1

A
M

N
, 3

PS
L

, 1

PC
R

M
, 1

1

PC
R

M
, 5

0

PC
R

M
, 2

PC
R

M
, 1

2

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

Moldova 1 NIT Euro TV TV 21 RIF TV Gagauzia

fr
ec

ve
nţ

a

 

 
 
Диаграмма 2.1. Партии, представленные в позитивном контексте в теленовостях 

   05.04 – 06.05 
 
Новости, не благоприятствующие политическим партиям  
 
После 4 апреля национальный общественный телеканал «Молдова-1» сократил с 41 до 4 в 
месяц число новостей, неблагоприятных БДМ. Вместе с тем, сохраняется издательская 
политика  уклонения от выпуска в эфир критических новостей в адрес власти (диаграммы 3-
3.1).  
 
Такая же издательская политика по отношению к правящей партии и оппозиционным 
партиями отмечается и на частном канале «NIT».  



 6

 
Муниципальный телеканал «Euro TV Chişinău» - единственная телеорганизация, которая в 
период после 4 апреля не транслировала критические новости о ПКРМ; все же, частота 
такого рода новостей резко сократилась – от в среднем одной новости в день до в среднем 
оденой новости в неделю. Зато увеличилось число неблагоприятных новостей в адрес 
оппозиционных партий, вступивших в коалицию с  ПКРМ. 
 

Диаграмма 3. Партии, представленные в негативном контексте в теленовостях 
   05.03 – 04.04 

 

Diagrama 3. Partide prezentate în context negativ la ştirile TV
05.03-04.04

PC
R

M
, 2

PC
R

M
, 8

PC
R

M
, 2

PC
R

M
, 3

PC
R

M
, 2

PP
C

D
, 2

PP
C

D
, 1

B
M

D
, 1

1

B
M

D
, 2

B
M

D
, 4

PD
M

, 2

PC
R

M
, 3

7

PC
R

M
, 2

B
M

D
, 4

1

B
M

D
, 1

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

Moldova 1 NIT Pervii canal Pro TV Euro TV TV 21 RIF Canal X

fr
ec

ve
nţ

a 

 

 
 

Diagrama 3.1 Partide prezentate în context negativ la ştirile TV
05.04-06.05

PC
R

M
, 5

B
M

D
, 1 B

M
D

, 2

A
M

N
, 4

A
M

N
, 2

A
M

N
, 1

A
M

N
, 2

PD
M

, 3

PS
L,

 5

PP
C

D
, 9

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Moldova 1 Pervii canal Pro TV Euro TV TV 21

fr
ec

ve
nţ

a 

 

 
 

Диаграмма 3.1. Партии, представленные в негативном контексте в 
теленовостях   05.04 – 06.05 

 
 



 7

Мнения 
 
После 4 апреля отмечается увеличение продолжительности публицистических передач на 
политическую тематику на национальном общественном телеканале «Молдова-1» 
(диаграммы 4-4.1) 
 
Диаграмма 4. Трансляция публицистических передач политического характера (% от 
общей продолжительности передач, выпущенных в эфир телеканалами, 
подвергнутыми мониторингу)  05.03-04.04 
 

Diagrama 4. Difuzarea emisiunilor de opinie cu caracter politic- 
durata (% din durata totală a emisiunilor difuzate de posturile 

supuse monitorizării)

Moldova 1
12%

Euro TV
23%

Canal X
6%

Pro TV
29%

Pervii Canal
5%

NIT
25%

 
 
Диаграмма 4.1. Трансляция публицистических передач политического характера (% от 
общей продолжительности передач, выпущенных в эфир телеканалами, 
подвергнутыми мониторингу)  05.04-06.05 
 

Diagrama 4.1 Difuzarea emisiunilor de opinie cu caracter politic - 
durata (% din durata totală a emisiunilor difuzate de posturile 

supuse monitorizării)

Moldova 1
20%

Euro TV
18%

RIF
2%

Pro TV
34% Pervii Canal

2%

NIT
24%

 
 



 8

Публицистические передачи, благоприятствующие политическим партиям 
 
После 4 апреля национальный общественный телеканал «Молдова-1» увеличивает 
продолжительность хвалебных передач в адрес правящей партии и, в меньшей мере, ХДНП. 
«NIT» в этом плане проявляет умеренность  (диаграммы 5-5.1). 
 
 
Диаграмма 5. Партии, благоприятно освещаемые в публицистических передачах 

05.03-04.04 

Diagrama 5. Partide favorizate în emisiuni de opinie

PC
R

M
, 4

55
7 PC

R
M

, 8
23

9

PD
M

, 2
22

0

0

1000

2000

3000

4000

5000

6000

7000

8000

Moldova 1 NIT Pervii canal

du
ra

ta
 (s

ec
.)

 

 
 

Diagrama 5.1 Partide favorizate în emisiuni de opinie
05.04-06.05

PPCD, 308 PSL, 268

PCRM, 6950

PCRM, 2344

0

1000

2000

3000

4000

5000

6000

7000

Moldova 1 NIT

du
ra

ta
 (s

ec
.)

 

 
Диаграмма 5. 1. Партии, благоприятно освещаемые в публицистических передачах 

05.04-06.05 
 
   
 
 



 9

Публицистические передачи, не благоприятствующие политическим  партиям 
 
Как и до 4 апреля, общественный телеканал «Молдова-1» и частный телеканал «NIT» 
критикуют в своих публицистических передачах только оппозицию. Критические передачи 
муниципального общественного телеканала «Euro TV Chişinău» были направлены только 
против правящей партии и ХДНП (диаграммы 6-6.1). На  «PRO TV» и «RIF» в дебатах 
излагались различные точки зрения. 
 
Диаграмма 6. Партии, неблагоприятно освещаемые в публицистических передачах 

05.03-04.04 

Diagrama 6. Partide defavorizate în emisiuni de opinie

B
M

D
, 2

22
0

PD
M

, 3
60

0

B
PR

, 7
76

PT
C

D
, 7

76

B
M

D
, 2

94
6

B
M

D
, 2

45
1

0

500

1000

1500

2000

2500

3000

3500

4000

Moldova 1 NIT Pervii canal Canal X

du
ra

ta
 (s

ec
.)

 

 
 

Diagrama 6.1 Partide defavorizate în emisiuni de opinie
05.04-06.05

PP
C

D
, 2

42
0

PP
C

D
, 6

09
5

B
M

D
, 2

69
4

A
M

N
, 1

59
6

A
M

N
, 2

05
0

PD
M

, 2
42

0

PS
L,

 2
42

0
PC

R
M

, 1
21

05

0

2000

4000

6000

8000

10000

12000

14000

Moldova 1 NIT Pervii canal Euro TV

du
ra

ta
 (s

ec
.)

 

 
 
Диаграмма 6. Партии, неблагоприятно освещаемые в публицистических передачах 
  05.04 – 06.05 
 
 



 10

Источники, используемые в новостях политического характера  
 
“PRO TV” по-прежнему возглавляет рейтинг телеканалов, использующий в своих новостях 2 
и более источников. На втором месте - «Euro TV Chişinău». Положительный сдвиг 
отмечается на «Молдова-1», «Первый канал» и др. (Таблицы 1-2). 
  
Таблица 1.  Доля источников в новостных выпусках (частота - %) 
05.03-04.04 
 

 1источник 2 и более источников 
«Молдова-1» 65 35 
«NIT» 59 41 
«Первый канал» 64 36 
«PRO TV» 38 62 
«Euro TV» 52 48 
«TVC 21» 61 39 
«RIF» 54 46 
«TV Balti» 100 0 
«Blue Star» – TV6 77 23 
«ТВ Гагаузия» 75 25 
«Canal X» 48 52 

 
 
 
 
 
Таблица 2.  Доля источников в новостных выпусках (частота - %) 

05.04-06.05 
 

 
1 источник 

2 и более источников 
 
 

«Молдова-1» 62 38 
«NIT» 59 41 
«Первый канал» 56 44 
«PRO TV» 28 72 
«Euro TV» 43 57 
«TVC 21» 71 29 
«RIF» 58 42 
«TV Balti» 100 0 
«Blue Star» – TV6 70 30 
«ТВ Гагаузия» 59 41 
«Canal X» 61 39 

 
 
Больше всего ссылок на политические партии как источники информации политического 
характера отмечаются в новостях телеканалов «PRO TV”, “Euro TV”, «TV 21» и «Первый 
канал». Не черпали информацию непосредственно от партий общественные телеканалы «TV 
Bălţi»  и «ТВ Гагаузия», а также частный телеканал “TV 6” (таблица 3). 
 
Большинство телеканалов использовали в новостях политического характера такие 
источники как президент, министры и правительственные официальные лица. 
Муниципальный общественный телеканал «Euro TV Chişinău» в равной мере черпал 
информацию и в органах местого публичного управления, а «ТВ Гагаузия» и «TV Bălţi» чаще 
всего использовали в качестве источника органы местого публичного управления.  



 11

Таблица 3. Доля различных видов источников  в новостях политического характера 
(%) 
 
 
 Партии Президент, 

министры, 
правительст
венные 
официальны
е лица 

Местное 
публичн
ое 
управлен
ие 

Гражд
анское 
общест
во 
 

Эесперт
ы 
 

Массмед
иа 

«Молдова-1» 6,5 37,4 5,2 2,2 2,8 2,5 
«NIT» 5,7 33,7 2,7 2,2 3,6 3,2 
«Первый 
канал» 

11,8 30,0 1,8 5,5 11,8 2,7 

«PRO TV» 37,9 34,5 11,0   1,4 
«Euro TV» 17,1 10,8 11,1 8,5 6,3 4,6 
«TVC 21» 14,9 40,0 1,3 1,3 7,8  
«RIF» 6,1 36,9 0,3 8,9 1,8 1,0 
«TV Balti»  25,0 62,5 12,5   
«Blue Star» – 
TV6 

 54,3 2,2 2,2  26,1 

«ТВ Гагаузия»  5,8 44,3  13,5 25,0 
«Canal X» 6,8 26,0  2,7 1,4 60,3 
 
Радио 
 
После 4 апреля частная радиостанция «Vocea Basarabiei» возглавила рейтинг трансляции 
новостей политического характера (29% по отношению к 16% в период 05.03-04.04). В то же 
время доля таких новостей на муниципальной радиостанции «Antena C» сократилась с 16 % 
до 7% (диаграмма 1).  
 
Диаграмма 1. Трансляция новостей политического характера – частота 
(% от общего числа новостей, выпущенных в эфир мониторизируемыми 
радиостанциями) 
 

Diagrama 1. Difuzarea ştirilor cu caracter politic - frecvenţa
(% din numărul total de ştiri difuzate de posturile supuse 

monitorizării)

Teleradio 
Gagauzia

2%

Vocea Basarabiei
29%

Radio Moldova
28%

Kiss FM
3%

103.5 FM
6%

Sanatatea
9%

Serebraenii dojd
5%

Radio Nova
0,4%

Europa Plus
5%

Hit FM
4%

Russkoe Radio
2%

Antena C
7%

 
 



 12

Политические партии, благоприятно освещаемые в радионовостях 
 
Национальная общественная радиостанция «Радио-Молдова» сократила до незначительного 
числа (от 74 до 4) новости, благоприятствующие правящей партии. В то же время «Радио-
Молдова» не транслирует новости с позитивным содержанием или контекстом об 
оппозиционных партиях. Аналогичная ситуация и на частных радиостанциях “Серебряный 
дождь” и  “103.5 FM”. 
 
Муниципальная радиостанция «Antena C» и ряд частных радиостанций не 
благоприятствовали в своих новостях ни одной из партий.. Незначительное число новостей 
позитивного характера о ХДНП выпустила в эфир станция “Kiss FM”, а “Vocеа  Basarabiei” 
– об Альянсе “Наша Молдова” (АНМ).  
 
Диаграмма 2. Политические партии, благоприятно освещаемые в радионовостях 
   05.03 – 04.04 
 

Diagrama 2. Partide politice favorizate în ştirile radio
05.03-04.04 

PC
R

M
, 5

PC
R

M
, 1

PC
R

M
, 1

PC
R

M
, 1

1

PP
C

D
, 1

PP
C

D
, 4

PP
C

D
, 8

B
M

D
, 1

B
M

D
, 1

0 B
M

D
, 1

9

PD
M

, 1

PD
M

, 1

PS
D

M
, 1

PS
D

M
, 1

R
A

V
N

, 2
C

I, 
3

PC
R

M
, 1

0

PC
R

M
, 5

PC
R

M
, 7

4

0

10

20

30

40

50

60

70

80

Radio Moldova Antena C Russkoe Radio Serebreanîi dojd Sanatatea Radio Gagauzia Vocea Basarabiei

fr
ec

ve
nţ

a

 

 
 



 13

Diagrama 2.1. Partide favorizate în ştirile radio - frecvenţa
05.04-06.05

AMN, 3

PCRM, 1

PCRM, 3

PCRM, 4 PPCD, 4

0

1

2

3

4

Radio Moldova Serebreanîi dojd Kiss FM 103.5 FM Vocea Basarabiei

fr
ec

ve
nţ

a

 

 
 
Диаграмма 2.1. Политические партии, благоприятно освещаемые в радионовостях - 
частота   05.04 – 06.05 
 
Политические партии, неблагоприятно освещаемые в радионовостях 
 
После 4 апреля национальная общественная радиостанция «Радио-Молдова» не 
транслировала новости, неблагоприятные какой-либо оппозиционной партии, и по-
прежнему уклонялась от выпуска в эфир новостей негативного характера о правящей 
партии. (диаграммы 3-3.1) 
 
Частота критических новостей в адрес ПКРМ ощутимо сократилась на муниципальной 
общественной радиостанции «Antena C» (от 29 до 8) и на частной радиостанции «Vocea 
Basarabiei» (от  98 до 13). Последняя радиостанция сохранила свое критическое отношение к 
большинству парламентских формирований, особенно к ХДНП.  
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



 14

Диаграмма 3. Партии, неблагоприятно освещаемые в радионовостях 
 05.03 – 04.04 

Diagrama 3. Partide politice defavorizate în ştirile radio
05.03-04.04 

PC
R

M
, 4

PP
C

D
, 3

PP
C

D
, 3

B
M

D
, 4

8

B
M

D
, 1

B
M

D
, 1

B
M

D
, 3

0

PD
M

, 3

PD
M

, 1

PD
M

, 1
4

B
PR

, 1

PC
R

M
, 9

8

PC
R

M
, 2

9

PC
R

M
, 2

B
M

D
, 3

B
M

D
, 1

PD
M

, 1

PD
M

, 4

R
A

VN
, 1

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Radio
Moldova

Antena C Hit FM Serebreanîi
dojd

Radio Nova 103.5 FM Sanatatea Vocea
Basarabiei

fr
ec

ve
nţ

a 

 

 
 
 

Diagrama 3.1. Partide defavorizate în ştirile radio 

PPCD, 14

AMN, 6

PDM, 4 PSL, 4

PCRM, 13

PCRM, 8

PPCD, 2

BMD, 1

PDM, 6

0

3

6

9

12

15

Antena C Serebreanîi dojd Vocea Basarabiei

fr
ec

ve
nţ

a 

 

 
 

Диаграмма 3.1. Партии, неблагоприятно освещаемые в радионовостях 
   05.04 – 06.05 

 
 
 
Мнения 
 
Также как и в период избирательной кампании, национальная общественная радиостанция 
не транслировала публицистические передачи. После 4 апреля муниципальная радиостанция 
«Antena C» тоже отказалась от политических дебатов, доля которых в период 05.03-04.04 
составляла 11%.  



 15

 
Диаграмма 4. Трансляция публицистических передач политического характера (% от 
общей продолжительности передач, выпущенных в эфир радиостанциями, 
подвергнутыми мониторингу) 

Diagrama 4. Difuzarea emisiunilor de opinie cu caracter 
politic - durata (% din durata totală a emisiunilor de opinie 

difuzate de posturile supuse monitorizării)

Radio Moldova
1%

Vocea Basarabiei
85%

Radio Nova
14%

 
Партии, благоприятно освещаемые в радиопередачах 
 
В то время как «Vocea Basarabiei» резко сокращает продолжительность передач, 
благоприятных оппозиционным партиям, «Radio Nova» увеличивает продолжительность 
передач с позитивным содержанием в отношении ПКРМ.  
 
Диаграмма 5. Партии, благоприятно освещаемые в публицистических передачах 
   05.03 – 04.04 
 
 

Diagrama 5. Partide favorizate în emisiuni de opinie

PP
C

D
, 9

53
9

C
I, 

71
15

PC
R

M
, 5

00

B
M

D
, 1

93
73

B
M

D
, 1

50
0

PD
M

, 9
00

PS
D

M
, 4

14
0

U
C

M
, 2

91
0

PT
C

D
, 3

96
6

0

2000

4000

6000

8000

10000

12000

14000

16000

18000

20000

Radio Nova Vocea Basarabiei

du
ra

ta
 (s

ec
.)

 

 



 16

Diagrama 5.1 Partide favorizate în emisiuni de opinie

PPCD, 278
AMN, 108

PDM, 218 PSL, 218

PCRM, 3300

0

500

1000

1500

2000

2500

3000

3500

4000

Radio Nova Vocea Basarabiei

du
ra

ta
 (s

ec
.)

 

 
 
 
Диаграмма 5.1. Партии, благоприятно освещаемые в публицистических передачах 

05.04 – 06.05 
 
 
Партии, неблагоприятно освещаемые в радиопередачах 
 
Мишенью критических передач, выпускаемых в эфир радиостанцией «Vocea Basarabiei» 
были прежде всего ПКРМ и ХДНП. В единственной публицистической передаче «Радио-
Молдова» высказывались различные мнения (диаграммы 6-6.1). 
 
 
Диаграмма 6. Партии, неблагоприятно освещаемые в публицистических передачах 

05.03 – 04.04 
 

Diagrama 6. Partide defavorizate în emisiuni de opinie

PP
C

D
, 1

20
0

PD
SE

, 3
83

2

PC
R

M
, 6

56
38

PP
C

D
, 2

18
04

B
M

D
, 1

77
13

PD
M

, 2
43

13

PR
, 3

83
2

0

10000

20000

30000

40000

50000

60000

70000

Radio Nova Vocea Basarabiei

du
ra

ta
 (s

ec
.)

 

 



 17

 
Диаграмма 6.1. Партии, неблагоприятно освещаемые в публицистических передачах 

05.04 – 06.05 

Diagrama 6.1. Partide defavorizate în emisiuni de opinie

AMN, 4500
AMN, 1558

PDM, 5066
PSL, 1643

PCRM, 86388

PPCD, 19421

0

10000

20000

30000

40000

50000

60000

70000

80000

90000

Radio Nova Vocea Basarabiei

du
ra

ta
 (s

ec
.)

 

 
 
 
Источники 
 
После 4 апреля большинство новостей политического характера национальной 
общественной радиостанции «Радио-Молдова» и частной станции «Sănătatea» опираются на 
два и более источников (таблицы 1-2). 
 
Таблица 1.  Доля источников в новостных выпусках (частота - %) 
05.03-04.04 
 

 1 источник 2 и более источников 
«Радио-Молдова» 53 47 
«Antena C» 59 41 
«Русское радио» 100  
«Hit FM» 100  
«Серебряный дождь» 58 42 
«Radio Nova» 97 3 
«Европа Плюс» 88 12 
«Kiss FM» 88 13 
«Blue Star radio» (103.5 
FM) 63 37 
«Sanatatea» 37 63 
«Телерадио Гагаузия» 61 39 
«Vocea Basarabiei» 75 25 

 
Таблица 2.  Доля источников в новостных выпусках (частота - %) 
05.04-06.05 

 1 источник 2 и более источников 
«Радио-Молдова» 48 52 
«Antena C» 64 36 
«Русское радио» 100  



 18

«Hit FM» 76 24 
«Серебряный дождь» 70 30 
«Radio Nova» 64 36 
«Европа Плюс» 78 22 
«Kiss FM» 98 2 
«Blue Star radio» (103.5 
FM) 74 26 

«Sanatatea» 45 55 
«Телерадио Гагаузия» 78 22 
«Vocea Basarabiei» 75 25 

 
И после  4 апреля наиболее частыми источниками в новостях политического характера, 
транслируемых большинством радиостанций, были средства массовой информации, 
президент, министры и правительственные официальные лица, затем следуют политические 
партии (таблица 3). 
 
Таблица 2. Доля различных видов источников  в новостях политического характера 
(%) 
 
 
 Партии Президент, 

министры, 
правительстве
нные 
официальные 
лица 

Менстное 
публичное 
управление 

Гражданск
ое 
общество 
 

Эксперт
ы 
 

Массмедиа 

«Радио-
Молдова» 

6,2 40,2 0,8 0,8 2,4 21,1 

«Antena C» 11,7 11,0 1,1 0,4 0,4 64,2 
«Русское 
радио» 

6,7    3,4 89,6 

«Hit FM» 1,5 11,5    78,6 
«Серебряный 
дождь» 

11,8 58,4 1,1 1,7 3,9 1,7 

«Radio Nova» 5,5      
«Европа 
Плюс» 

1,8 25,9   1,2 57,8 

«Kiss FM» 31,4 22,6  8,6  5,7 
103.5 FM 2,0 12,9  1,5 2,0 64,9 
«Sanatatea» 5,5 31,7 0,2 1,1 1,6 54,1 
«Телерадио 
Гагаузия» 

 23,7 34,4 1,1 7,5 21,5 

«Vocea 
Basarabiei» 

9,3 13,3 2,8 2,4 4,8 44,6 

 
 
Печатная пресса 

 
Самым широко освещаемым конкурентом на выборах в мониторизируемой печатной прессе 
в период 5 апреля – 6 мая 2005 года по-прежнему осталась правящая партия. Так, на долю 
ПКРМ приходится самый большой процент новостей с позитивным контекстом (около 84% 
всех новостей, благоприятных конкурентам на выборах). Этот показатель обеспечили, 
преимущественно, правительственные газеты ”Независимая Молдова”, „Moldova Suverană” 
и “Вести Гагаузии ” (таблица 1). 
 
Правящая партия лидирует в рейтинге политических формирований, освещаемых в новостях 
с негативным контекстом (47% всех новостей такого характера), за которой следует 



 19

Христианско-демократическая народная партия с 35 процентами. Такого рода новости 
публиковали частные газеты, которые не оказывали поддержку Партии коммунистов в ходе 
парламентских выборов (в частности, газета „Timpul de dimineaţă”) (таблица 2). 
 
Диаграмма 1. Политические партии, представленные в новостях в позитивном 
контексте (в целом по газетам – частота) 

Diagrama 1. Partide prezentate la ştiri în context pozitiv (total 
pentru ziare - frecvenţa)

PCRM
84%

PPCD
4%

PSDM
4%

PL
4%

PTCD
4%

 

Diagrama 2. Partide prezentate la ştiri în context negativ (total 
pentru ziare - frecvenţa)

PPCD
35%

BMD
5%

PDM
8%

PSL
5%

PCRM
47%

 
 
Диаграмма 2. Политические партии, представленные в новостях в негативном 
контексте (в целом по газетам – частота) 
 
Публицистические статьи, включая передовицы, интервью и письма читателей 
представляют ситуацию несколько отличную, от представляемой в новостях. Так, самым 
освещаемым политическим формированием по-прежнему была ПКРМ, которая лидирует 
среди партий, освещаемых в позитивном контексте (60%). Что же касается 



 20

публицистических статей с негативным контекстом, ситуация изменилась – правящая партия 
“уступила” первенство Христианско-демократической народной партии. В этот период  
ХДНП критиковали в 39% всех публицистических новостей, опубликованных в 
мониторизируемых печатных СМИ, затем следуют ПКРМ c 33%, ДПМ с 12% и СЛП c 11%.   
 
Следует отметить, что лидирующую позицию ПКРМ среди партий, освещаемых в 
публицистических статьях в позитивном контексте, обеспечили исключительно 
правительственные газеты «Независимая Молдова» и „Moldova Suverană”, тогда как в 
публицистических статьях, опубликованных в остальных мониторизируемых изданиях,  
ПКРМ критиковали или же представляли в нейтральном контексте. ХДНП представляли в 
негативном контексте большинство мониторизируемых газет, включая общественные 
(таблицы 3-4). 
 
Диаграмма 3. Политические партии, благоприятно освещаемые в публицистических 
статьях  
   

Diagrama 3. Partide favorizate în articole de opinie

AMN, 2

PSDM, 1

PSDM, 2

PCRM, 14

PCRM, 1

PPCD, 3

PDM, 1 PTCD, 1

0

2

4

6

8

10

12

14

16

Moldova Suverana Nezavisimaia
Moldova

Timpul Saptamina Moldavskie
vedomosti

fre
cv

en
ţa

 

 
 



 21

Diagrama 4. Partide defavorizate în articole de opinie

PC
R

M
, 7

PC
R

M
, 1

PC
R

M
, 1

PP
C

D
, 2

PP
C

D
, 7

PP
C

D
, 2

B
M

D
, 1

PD
M

, 1
1

PD
M

, 1

PS
D

M
, 1

PS
L,

 8

PS
L,

 3
PC

R
M

, 2

PC
R

M
, 2

1 PP
C

D
, 2

6

B
M

D
, 2

A
M

N
, 1

0

5

10

15

20

25

30

Moldova
Suverana

Timpul Moldavskie
vedomosti

Unghiul

fre
cv

en
ţa

 

 
 
Диаграмма 4. Политические партии, неблагоприятно освещаемые в публицистических 
статьях  
    
 
Правительственные газеты чаще всего ссылались на такие источники как президентура, 
правительственные структуры, иностранные дипломаты и правящая партия. В частных 
газетах отмечается более широкий спектр источников информации, охватывающий, помимо 
официальных и альтернативные источники – гражданское общество, оппозиционные партии, 
другие средства массовой информации, как отечественные, так и зарубежные, и др. 
 

 
Общие выводы мониторинга массмедиа Республики Молдова 

16 января 2005 – 6 мая 2005 
 

• Большинство подвергнутых мониторингу радиостанций, телеканалов и 
периодических изданий освещали избирательную кампанию с позиции явной 
ангажированности власти либо оппозиции. На стороне власти были не только почти 
все общественные средства массовой информации, за исключением 
муниципальных, но и большинство мониторизируемых частных учреждений 
телерадиовещания. Все телерадиоканалы национального покрытия, общественные и 
частные, освещали избирательную кампанию с позиции ПКРМ и в интересах 
ПКРМ, транслируя новости, преимущественно благоприятные правящей партии и 
неблагоприятные оппозиционным партиям, с целью дискредитации конкурентов 
ПКРМ на выборах. С этой точки зрения, издательская политика «Радио-Молдова» 
характеризуется большей умеренностью, чем издательская политика телеканала 
«Молдова-1».  

• Явными сторонниками оппозиции были только муниципальные 
телерадиоорганизации – «Antena C», «Euro TV Chişinău», «Vocea Basarabiei» (на 
последнем этапе избирательной кампании) и несколько периодических изданий. 
Следует однако отметить, что благоприятствуя БДМ названные средства массовой 
информации все же пытались сохранить позицию плюралистского освещения, 
охватывающую  более широкий спектр интересов в избирательной кампании, не 
исключая и правячщую партию. Представители ПКРМ отвергали приглашения к 
сотрудничеству, поступающие от «Antena C» и «Euro TV Chişinău».  

• Как в электронных средствах массовой информации, так и в печатной прессе, 
беспристрастное, равноотстоящее освещение было исключением, а не нормой (“Pro 



 22

TV”, “Спрос и предложение” и др.). Даже некоторые телерадиоорганизации, 
заявившие о своем неучастии в избирательной кампании, транслировали новости со 
скрытым электоральным содержанием («Первый канал»). Отказ некоторых каналов 
от участия в избирательной кампании можно истолковать как нежелание принять 
сторону власти или же быть отнесенными к сторонникам оппозиции.  

• Центральная избирательная комиссия разрешила организацию дебатов на 
радиостанциях и телеканалах “только по истечении срока, предусмотренного 
Кодексом о выборах для регистрации конкурентов на выборах” и к тому же 
ограничила продолжительность дебатов, отбив тем самым интерес к передачам 
такого рода. Дополнительное время для дебатов, по настоянию иностранных 
наблюдателей, было предоставлено с большим опозданием. 

• Дефицит дебатов следует расценивать как серьезный недостаток массмедиа на пути 
к  достоверному, корректному и полному информированию аудитории о 
предвыборных предложениях оппозиционных партий. В то же время введенные 
Центризбиркомом ограничения вписываются в рамки стремления оградить 
правящую партию от критических выступлений конкурентов на выборах, 
проявленного лояльными власти средствами массовой информации. 

• В период, непосредственно предшествовавший дню выборов, в массмедиа обоих 
лагерей отмечается радикализация предвыборных материалов, использование 
грубых выражений, агрессивных, грязных журналистских приемов, выходящих за 
рамки хорошего тона и здравого смысла  (например фильм „Остановите 
экстремизм”, который транслировался каналом  «Молдова-1»,  и др.).   

• Процесс мониторинга и опубликования промежуточных материалов в некоторых 
случаях оказал благотворное влияние на методы освещения избирательной 
кампании, но, к сожалению, далеко не достаточное для радикального изменения 
ситуации. Администрация общественной компании “Телерадио-Молдова» заняла 
позицию непризнания результатов, дискредитации и запугивания 
неправительственных организаций, участвующих в процессе мониторинга. Кое-
какие изменения начали происходить только после 4 апреля, то есть, после дня 
избрания президента РМ. 



 23

 
ПРИЛОЖЕНИЯ: 

1. Методология 
2. Период мониторинга 
3. График мониторинга 
4. Критерии отбора средств массовой информации 
5. СМИ, подвергнутые мониторингу 

 
1. Методология 
Что мониторизируем? 

• Новости 
• Реклама (эфирное время) 
• Время прямого выступления 
• Мнения 
• Специальные электоральные передачи (дебаты и др.) 
• Vox populi 
• Учебно-просветительские материалы для избирателей 

 
Каждый материал электорального характера оценивается по содержанию и по контексту в 
целях определения, является ли он благоприятным или неблагоприятным тому или иному 
кандидату на выборах.. Тот факт, что содержание и/или контекст новости является 
позитивным или негативным, отнюдь не обязательно свидетельствует о тенденциозности 
или партизанщине учреждения массмедиа, распространяющего новость. Не исключается 
возможность того, что новость может быть благоприятной или неблагоприятной для одного 
из кандидатов на выборах и в то же время корректной и беспристрастной с 
профессиональной точки зрения. Только при наличии в определенный период тенденции на 
благоприятствование или неблагоприятствование одному конкуренту на выборах следует  
считать, что речь идет о несоблюдении равновесия.  
 
Каждый материал, подвергаемый мониторингу, кодируется в зависимости от тематики, а 
также определяются, кодифицируются и подсчитываются его источники. Предпочтение, 
оказываемое некоторым источникам в определенный период, также может указывать на 
неуравновешенное освещение в пользу того или иного кандидата на выборах.  
  
2. Период мониторинга -  6 января - 6 мая 2005 года – включает избирательную кампанию 
по выборам парламента, период после выборов, а также освещение кампании по избранию 
нового президента парламентом. 
 
3.  График мониторинга  
 
ТВ 
Понедельник-пятница 
06:30 – 09:00 и 17:00 – 22:30 
 
Суббота-воскресенье 
06:30 – 22:30 
Радио 
Понедельник-воскресенье 
06:00 – 24:00 
 
 

4. Критерии отбора средств массовой информации  для мониторинга: 
• тираж/ аудитория/ влияние 
• форма собственности (государственная и частная) 
• язык (румынский, русский) 
• покрытие (республиканское, местное) 

 
 

6. Средства массовой информации, подвергнутые мониторингу: 
 



 24

Печатная пресса 
 
“Moldova Suverană”, “Независимая Молдова”, “Timpul de dimineaţă”, “Săptămîna”, 
“Комсомольская правда в Молдове”, “Молдавские Ведомости”, “SP” (Бэлць), “Вести 
Гагаузии” (Комрат), “Unghiul” (Унгень), “Farul nistrean ” (Резина) 
 
ТВ  
«Молдова-1» , «NIT», «Первый канал в Молдове», «PRO TV», «Euro TV      Chişinău», “TVC 
21”, «RIF»  TV», «TV Bălţi» , «Blue Star»   (Бэлць), “ТВ Гагаузия”, “Canal X” (Бричень), 
“Cvant TV” (Кахул) 
 
Радио 
«Серебрянный дождь» , «Радио-Молдова» , «Antena C», «Русское радио», «ХИТ  FM», 
«Sănătatea» (Единец), «Radio Nova», «Европа плюс», «Kiss FM», “103.5” (Бэлць), «Vocea 
Basarabiei», «Радио Гагаузия»      
 
 
 
 
 


