
1 

 

 

 

                                        
      

   

 
       
 

 

 

 

Мониторинг СМИ  

в период избирательной кампании по выборам президента  

2016 года 

(общие выводы) 

 

Отчет № 5

21 – 28 октября 2016 года
1
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Мониторинг проводится в рамках проекта, финансируемого National Endowment for Democracy (США) и 

Советом Европы. Выраженные мнения принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения 

финансирующих организаций. 

                                                 
1 Полный вариант отчета на румынском языке опубликован на веб-сайтах: www.api.md, www.media-azi.md   

http://www.api.md/
http://www.media-azi.md/


2 

 

 2

 

I. ОБЩИЕ ДАННЫЕ 

 

1.1 Предмет проекта: мониторинг и информирование общественности об издательской 

политике и поведении средств массовой информации в период избирательной кампании 

президентских выборов в Республике Молдова.   

 

1.2 Период мониторинга: 15 сентября 2016 года  – 13 ноября 2016 года. 

 

1.3 Критерии отбора медийных учреждений, подвергнутых мониторингу: 
Медийные учреждения были отобраны на основе следующих объективных критериев: a) 

форма собственности; b) география; c) язык издания или вещания; d) известность/аудитория. 

Так, мониторингу были подвергнуты общественные и частные средства массовой 

информации с национальным, квазинациональным и региональным покрытием, 

выпускаемые/издаваемые на румынском и русском языках. 

 

1.4 СМИ, подвергнутые мониторингу: 

 

Телерадиовещание  
«Moldova 1», «Prime TV», «Canal 2», «Canal 3», «Publika TV», «Jurnal TV», «Realitatea TV», 

«НТВ Молдова», «Pro TV Chişinău», «TV7», «Accent TV», «N4 TV» 

 

Веб-порталы 
Agora.md, Deschide.md, Gagauzinfo.md, Jurnal.md, Moldova24.info, Newsmaker.md, Noi.md, 

Realitatea.md, Sputnik.md, Today.md, Unimedia.info, Ziarulnational.md   

 

Печатная пресса 
«Комсомольская правда в Молдове», «Panorama», «Săptămîna», «Timpul»  

  

1.5 Предмет мониторинга 

ТВ (интервал 18.00-24.00) 
A. Информационные выпуски; 

B. Передачи электорального характера; 

C. Интервью с кандидатами; 

D. Vox Populi; 

E. Предвыборные дебаты. 

 

Интернет-порталы 
Содержание всех публикаций обозреваемых веб-порталов, за исключением рекламы, 

отмеченной соответствующим образом. 

 

Печатная пресса 
Содержание всех публикаций периодических изданий, подвергнутых мониторингу, за 

исключением рекламы, отмеченной соответствующим образом. 

 

1.6. Команда 
Проект выполняется в рамках Коалиции за честные и свободные выборы Ассоциацией 

независимой прессы (мониторинг онлайновой и печатной прессы) и Центром независимой 

журналистики (мониторинг телеканалов). 

 

 

http://urnal.md/
http://noi.md/
http://omg.md/


3 

 

 3

 

1.7 Методологическая основа  

 

Статистические данные: Методология наблюдения разработана «Oxford Media Research 

Center» для мониторинговых проектов международной организации Глобальная кампания за 

свободу выражения «Статья XIX». Характеристики данной методологии следующие: 

применение показателей 1) количественных, включая вид, продолжительность, тематику 

медиавыступлений, источники информации, частоту и продолжительность появления 

электоральных конкурентов в новостях, и 2) качественных, с констатацией пристрастности 

обозреваемого медийного учреждения  в освещении событий. Каждая новость или мнение 

оцениваются с точки зрения содержания и контекста с целью определения, благоприятна она 

или неблагоприятна для той или иной партии / того или иного конкурента на выборах. 

Положительное или отрицательное содержание и/или контекст сообщения не обязательно 

указывает на тенденциозность или ангажированность распространившего его медийного 

учреждения. Возможно, сообщение ставит в выгодное или невыгодное положение одного из 

субъектов, но, тем не менее, оно сбалансировано и корректно с профессиональной точки 

зрения. Только в том случае, если на протяжении определенного периода времени 

наблюдается тенденция выставлять одного из субъектов в положительном или 

отрицательном свете, можно говорить о несбалансированности. При оценке контекста 

измеряется только частота материалов, прямо или косвенно благоприятствующих или 

неблагоприятствующих конкурентам на выборах. Нейтральные появления измеряются 

только с точки зрения частоты появлений в кадрах и прямых включений в сообщения.  

 

Тематические анализы: Учитывая сильное влияние СМИ на формирование общественного 

мнения и большое доверие, которым они пользуются у населения, проведен анализ 

содержания материалов по наиболее резонансным темам, затронутым обозреваемыми 

медийными учреждениями. Целью этого анализа было определение подхода и способов 

представления наиболее релевантных сюжетов. Материалы анализировались как с точки 

зрения соблюдения принципов качественной журналистики (объективность, 

беспристрастность, плюрализм источников информации, отделение фактов от мнений), так и 

технического аспекта, с перспективы использования приемов усиления или смягчения 

определенных посылов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



4 

 

 4

 

II. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВЫВОДЫ 

     21 – 28 ОКТЯБРЯ 2016 ГОДА 
 

2.1 Телерадиовещание: 

 В период 21-28 октября 2016 года значительно возросло количество материалов 

прямого или косвенного электорального характера, выпущенных в эфир 12 

телеканалами, подвергнутыми мониторингу. В общей сложности было выпущено 

1118 материалов, в том числе 1016 новостей, 70 передач, 23 передачи предвыборных 

дебатов и 9 Vox Populi. Общий объем материалов составил  326239 сек. или около 

90,6 часа, из которых самое большое пространство было выделено передачам с 

изложением мнений, за которыми следуют сообщения и дебаты. 

 Самый большой объем новостей прямого и косвенного электорального характера 

выпустили телеканалы «Publika TV» (165 новостей объемом в 18229 сек.), «Jurnal TV» 

(102 сообщения, 16597 сек.) и «NTV Moldova» (94 новостей, 15819 сек.), они же 

выделили самое большое пространство и передачам – 43305 сек.,  31997 сек. и 24540 

сек., соответственно.  «Realitatea TV» организовал самое большое количество 

предвыборных дебатов (10 дебатов на русском и румынском языках), за которым 

следуют «Moldova 1» (5) и «Pro TV» (4).  На частных телеканалах с национальным 

покрытием не было предвыборных дебатов в подвергнутом мониторингу интервале. 

Телеканал «N4» очень мало освещал избирательную кампанию, тем самым лишил 

общественность информации об избирательной кампании. 

 Сюжеты, освещаемые 12 обозреваемыми телеканалами, были чаще всего из области 

политики (514), электорального процесса (238), а также различных правонарушений 

(94). Они представляли обвинения одних кандидатов в адрес других, результаты ряда 

электоральных опросов,  встречи некоторых конкурентов с избирателями, решения 

ЦИК, отчеты о мониторинге предвыборной кампании, выпущенные организациями 

гражданского общества. Также, широко медиатизировалось заявление о выходе из 

избирательной гонки кандидата  ДПМ Мариан Лупу в пользу проевропейского 

кандидата и реакции на этот поступок.  

 Для документирования материалов большинство телеканалов прибегали чаще всего к 

гражданам (620 раз), представителям местных органов публичного управления (123 

раза), Центральной избирательной комиссии (96 раз), представителям гражданского 

общества (82 раза), экспертам (77), членам правительства (69), судьям/адвокатам (51). 

Помимо этого, цитировались или упоминались бизнесмены, представители полиции, 

церкви, президентуры, парламента и др. 

 В числе наиболее часто цитируемых или упоминаемых электоральных конкурентов и 

политических партий были Майя Санду (300 раз), Игорь Додон (263 раза), члены 

Демократической партии Молдовы (256 раз) и Мариан Лупу (224 раза), за которыми с 

большим отрывом следуют Юрие Лянкэ (106 раз) и члены «Нашей партии» (103). 

Игорь Додон и члены ДПМ лидировали по разделу выделенного пространства для 

прямых включений – 3961 сек. и, соответственно, 3854 сек.   

 В обозреваемый период сохранился гендерный дисбаланс в ущерб источникам 

женского пола. Все же, по сравнению с предыдущим отчетным периодом отмечается 

увеличение на 4 процентных пункта количества источников-женщин. В общей 

сложности в материалах анализируемых 12 телеканалов упоминались или 

цитировались 31% источников-женщин  и  69% источников-мужчин.  



5 

 

 5

 

 В целом, режимом наибольшего благоприятствования среди электоральных 

конкурентов с точки зрения частоты и продолжительности появлений, а также 

положительного контекста пользовался Мариан Лупу, за которым следуют Игорь 

Додон и Майя Санду. Соотношение между количеством появлений в положительном 

и негативном контексте названных электоральных конкурентов составляет 1,97 для 

Мариана Лупу, 1,8 для Игоря Додона и 0,4 для Майи Санду, которая была 

представлена преимущественно в неблагоприятном свете. 

 В обозреваемый период мониторинга частные телеканалы с национальным покрытием 

«Prime TV», «Canal 2», «Canal 3» и «Publika TV» продолжили продвижение 

кандидата Демократической партии Молдовы Мариана Лупу. До 26 октября, когда 

было объявлено о выходе Мариана Лупу из избирательной гонки, данные телеканалы 

благоприятствовали ему частыми прямыми включениями, а также материалами с 

положительным контекстом о деятельности правительства и членов ДПМ.  Мариан 

Лупу был представлен в благоприятном свете в 43% новостей и передач на телеканале 

«Prime TV», 42% - на «Canal 2», 38% на «Canal 3» и 44% на «Publika TV». А единый 

кандидат Партии «Действие и солидарность» (ПДС), Партии «Платформа 

достоинство и правда» (ППДП) и Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Майя 

Санду  и кандидат «Нашей партии» Дмитрий Чубашенко, напротив, были 

представлены в неблагоприятном свете в подавляющем большинстве материалов. 

Они часто появлялись в кадрах на этих телеканалах, в основном, в материалах с 

негативным контекстом, но с небольшим объемом прямых включений.  

 Телеканал с региональным покрытием «Jurnal TV» благоприятствовал в основном 

электоральному конкуренту  Майе Санду, как выделенным пространством для 

прямых включений, так и положительным контекстом материалов. Санду была 

благоприятно представлена в 38% релевантных материалов телеканала «Jurnal TV».  

Мариану Лупу в подавляющем большинстве случаев телеканал неблагоприятствовал 

(51% материалов), в частности, посредством новостей косвенного электорального 

характера, в которых члены Демократической партии (ДПМ) и экспоненты власти 

появлялись в негативном свете. Игорь Додон появлялся в неблагоприятном контексте 

в 28% материалов. 

 Телеканалы «НТВ Молдова» и «Accent TV» массивно благоприятствовали кандидату 

ПСРМ Игорю Додону, как предоставленным пространством для прямых включений 

самому кандидату и членам Партии социалистов, так и положительным контекстом 

материалов прямого или косвенного электорального характера (57% и, 

соответственно, 35%). Оба телеканала неблагоприятствовали преимущественно Майе 

Санду, которая была субъектом многих новостей и передач, представлявших ее в 

негативном свете (47% и, соответственно, 26% материалов). 

 Поведение общественного телеканала «Moldova 1», а также частных телеканалов 

«Realitatea TV»,  «PRO TV Chișinău», «TV7» и «N4» было относительно 

сбалансированным, без явных тенденций благоприятствования или 

неблагоприятствования электоральным конкурентам. 

 Вывод: телеканалы «Prime TV», «Canal 2», «Canal 3», «Publika TV», «NTV Moldova», 

«Accent TV» и «Jurnal TV» не соблюдали требования Положения об освещении 

средствами массовой информации Республики Молдова избирательной 

кампании по президентским выборам от 30 октября 2016 года, а также Кодекса о 



6 

 

 6

 

выборах (ст. 64) и Кодекса о телевидении и радио (ст. 7)
2
, согласно которым СМИ 

обязаны соблюдать принципы справедливости, ответственности, равновесия и 

беспристрастности в освещении выборов. 

 

2.2 Веб-порталы: 

 Мониторизируемые 12 веб-порталов опубликовали в период 21-28 октября 2016 года 

почти вдвое больше новостей, чем в предыдущий период мониторинга. Так, в течение 

этих восьми дней, порталы опубликовали в общей сложности 778 журналистских 

материалов, прямо или косвенно затрагивающих избирательную кампанию и 

президентские выборы (для сравнения: в предыдущий период за семь дней было 

опубликовано 494 релевантных материала). Подавляющее большинство материалов 

(94,2% от общего количества) были простыми или развернутыми новостями, 5,3% 

всех публикаций были комментариями или редакционными статьями, помимо этого 

было опубликовано 3 интервью с кандидатами и один опрос из категории Vox Populi.  

 Портал Jurnal.md по-прежнему с большим отрывом лидирует среди порталов по 

количеству статей политического и электорального характера. За отчетный период 

Jurnal.md опубликовал 170 релевантных материала, за ним следуют порталы Agora.md 

и Ziarulnational.md (98 и, соответственно, 95), Noi.md и Unimedia.info (80 и, 

соответственно, 77), Deschide.md (57), Realitatea.md и Newsmaker.md (52 и, 

соответственно, 51), Sputnik.md (44), Gagauzinfo.md (23), Today.md и Moldova24.info 

(17 и, соответственно, 14 материалов, релевантных для данного мониторинга). 

 С тематической точки зрения, материалы освещали преимущественно мероприятия 

разных электоральных конкурентов в рамках избирательной кампании, их заявления, 

взаимные обвинения, а также обвинения в адрес кандидатов со стороны третьих лиц 

или самих журналистов (651 материал или 83,7% от общего количества). 

Деятельность ЦИК и электоральный процесс освещались в 78 материалах (10% от 

общего количества), а в остальных 49 материалах (6,3% от общего количества) авторы 

затрагивали в электоральном контексте функционирование правового государства, 

социальные и экономические проблемы и др. 

 В общей сложности, все мониторизируемые 12 веб-порталов процитировали 1364 

источника или субъекта, 885 из которых (64,9%) - политики, представители 

партий/политических формирований или пресс-релизы партий. Чаще всего 

цитировались или упоминались, в положительном либо негативном контексте, 

лидеры и представители следующих партий: Демократической партии –187 раз, 

Партии «Действие и солидарность» – 184 раза, Партии социалистов – 121 раз, Партии 

«Платформа достоинство и правда» – 81 раза, Партии «Наша партия» – 74 раза, 

Либеральной партии – 58 раз, Европейской народной партии –50 раз. Помимо этого, в 

качестве источников цитировались зарубежные и местные эксперты – 74 раза, 

Центральная избирательная комиссия и другие избирательные органы – 73 раза, 

другие медийные учреждения – 68 раз, рядовые граждане – 58 раз, гражданское 

общество и неправительственные организации – 50 раз, дипломаты, иностранные 

официальные лица и наблюдатели – 43 раза и др.  

                                                 
2 Ст. 7, Кодекс телевидения и радио:  (3) Для поощрения и облегчения плюрализма в выражении мнений и позиций вещательные 
организации обязаны правдиво, взвешенно и непредвзято освещать избирательные кампании. (4) В целях соблюдения в своих 
информационных передачах принципов социально-политического равновесия, беспристрастности и объективности вещательные 
организации обязаны обеспечивать: a) достоверность сообщаемой информации;  b) недопущение искажения действительности 
посредством монтажных трюков, комментариев, формулировок или заголовков; c) соблюдение принципа информирования из нескольких 
источников в случае сюжетов, касающихся конфликтных ситуаций. 
  



7 

 

 7

 

 Кандидат Мариан Лупу чаще всего был представлен в негативном контексте (89 

случаев) в обозреваемый период, в частности, после объявления решения о снятии 

своей кандидатуры с выборов. В общей сложности, экс-кандидат ДПМ в 

неблагоприятном контексте появлялся 236 раз, и только 35 раз – в благоприятном. 

Игорь Додон был представлен в неблагоприятном свете в 149 случаях, а в 

благоприятном – в 36 случаях, соотношение благоприятных и неблагоприятных 

появлений Михая Гимпу - 53 на 11, а Майя Санду в благоприятном контексте была 

представлена в 134 случаях и в неблагоприятном - 94 раза. 

 Гендерный дисбаланс в опубликованных на порталах материалах остался на уровне 

предыдущей недели мониторинга. Так, доля цитируемых субъектов или источников – 

мужчин составила 65%, а женщин –  23%; в 12% случаев источники информации не 

были обозначены. 

 Принцип плюрализма источников не соблюдался в очень многих материалах, 

особенно в случаях медиатизации определенных обвинений в адрес кандидатов, когда 

субъектам, в адрес которых приводились обвинения, не предоставлялось право на 

реплику. 

 Издательская политика портала Agora.md относительно сбалансированная, а 

кандидаты освещаются в разных контекстах. Тем не менее, по количеству и частоте 

появлений в положительном или негативном контексте можно констатировать, что в 

обозреваемый период мониторинга Мариан Лупу появлялся в неблагоприятном свете 

(20 случаев) чаще, чем в благоприятном (6 случаев), как до, так и после его отказа от 

участия в президентских выборах. Такая же ситуация отмечается и в отношении 

кандидата Игоря Додона (19 неблагоприятных и 5 благоприятных появлений). Что 

касается кандидата Майи Санду, то количество появлений в негативном контексте и в 

положительном контексте были примерно одинаковым. 

 Статьи, опубликованные на Deschide.md, были относительно сбалансированными, а 

авторы материалов были, как правило, беспристрастными. Вместе с тем, портал 

опубликовал много новостей, документированных из одного источника, в которых 

некоторые электоральные конкуренты были представлены в негативном свете. 

Мариан Лупу 5 раз был представлен в неблагоприятном для него контексте, 

несколько раз были представлены скорее в неблагоприятном контексте и кандидаты 

Игорь Додон и Майя Санду. 

 Издательская политика региональнального портала Gagauzinfo.md в пяти случаях 

благоприятствовала кандидату Игорю Додону, в том числе новостями о том, что 

лидер «Нашей партии» Ренато Усатый и башкан гагаузской автономии Ирина Влах 

готовы поддержать его, и о результатах барометра общественного мнения, которые 

были представлены таким образом: «И уже мало что может помешать лидеру 

социалистов Игорю Додону стать президентом». Однако он был представлен и в двух 

неблагоприятствующих ему сообщениях. Кандидат Майя Санду была представлена в 

неблагоприятном контексте в 6 материалах, Михай Гимпу – в 4, а Мариан Лупу 

появлялся на портале в разных контекстах, но чаще в неблагоприятном.  

 Jurnal.md неизменно благоприятствовал кандидату Майе Санду во всех касающихся 

ее сообщениях (74 случая) и представлял ее как самого подходящего кандидата на 

должность президента. Влад Плахотнюк, как обычно, был мишенью негативных 

месседжей, что косвенно неблагоприятствовало Мариану Лупу (107 случаев). 

Возросло количество новостей, в которых кандидат Игорь Додон появлялся 

преимущественно в негативном контексте (47), в неблагоприятном свете были 



8 

 

 8

 

представлены также кандидаты Михай Гимпу и Юрие Лянкэ, но в относительно 

небольшом количестве новостей. 

 Материалы, опубликованные порталом Moldova24.info, предвзятые и  субъективные, 

в них часто используются ироничные и оскорбительные выражения в адрес 

субъектов. В обозреваемый период портал продолжил нападки на Майю Санду и 

Андрея Нэстасе, которых постоянно обвиняет в том, что они обманывают электорат, 

без предоставления им права на реплику. Кандидат Майя Санду была представлена в 

неблагоприятном контексте 9 раз, кандидат Игорь Додон –  4 раза, но оба по одному 

разу появлялись на портале и в положительном контексте.  

 Newsmaker.md неблагоприятствовал Мариану Лупу, в том числе посредством 

публикования обвинительных заявлений других политиков и кандидатов в адрес 

ДПМ и первого заместителя председателя партии Владимира Плахотнюка (22 случая). 

Кандидат Михай Гимпу также был представлен несколько раз в неблагоприятном 

контексте (6 случаев).  

 На портале Noi.md нет явных издательских предпочтений, однако несоблюдение 

принципа сбалансированности источников во многих сообщениях и, в частности, тех, 

в которых медиатизируются выдвигаемые кандидатами обвинения, приводит к 

большому расхождению количества случаев благоприятствования и 

неблагоприятствования некоторым кандидатам. На обозреваемой неделе Мариан 

Лупу и кандидат Майя Санду чаще появлялись в неблагоприятном (20 и, 

соответственно, 15 раз), чем в благоприятном (7 и, соответственно, 4 раза) контексте. 

Неблагоприятно был представлен на портале и кандидат Михай Гимпу (7 раз). 

 Realitatea.md освещал избирательную кампанию относительно уравновешенно. Тем 

не менее, часто публиковались сообщения, представлявшие преимущественно 

негативно кандидатов Игоря Додона (17 раз) и Майю Санду (16 раз), в частности, 

посредством обвинений кандидатов в адрес оппонента. Кандидаты появлялись и в 

благоприятном контексте, но намного реже.  

 На портале Sputnik.md сохранилась тенденция неблагоприятствования кандидату 

Михаю Гимпу (10 случаев представления в неблагоприятном контексте по 

отношению к одному случаю в положительном контексте), несколько новостей с 

критикой в адрес нынешней власти косвенно неблагоприятствовали Мариану Лупу и 

тому же Михаю Гимпу.  

 Портал Today.md продолжил публиковать сообщения с прямыми нападками на 

Андрея Нэстасе, косвенно неблагоприятствуя кандидату Майе Санду (5 случаев). 

Были опубликованы также 5 новостей, неблагоприятных для кандидата Игоря 

Додона. Интенсивно медиатизировалось решение о выходе Мариана Лупу из 

избирательной гонки, которое портал оценивал как положительный поступок ДПМ. 

 Unimedia.info продолжил тенденцию неблагоприятствования Мариану Лупу (15 

случаев представления в негативном контексте), кандидат Игорь Додон в 

неблагоприятном свете появлялся чаше, чем в благоприятном, кандидаты Михай 

Гимпу и Юрие Лянкэ также были представлены несколько раз в негативном 

контексте, зато кандидату Майя Санду портал благоприятствовал своей издательской 

политикой. 

 Ziarulnational.md неблагоприятствовал своей издательской политикой Мариану Лупу 

(30 случаев) и кандидату Игорю Додону (27 случаев). Кандидат Майя Санду в 



9 

 

 9

 

положительном контексте (24 раза) появлялась вдвое больше, чем в негативном (12 

раз).  

 

2.3 Печатная пресса: 

 Подвергнутые мониторингу 4 газеты опубликовали за отчетный период в общей 

сложности 86 статей, прямо или косвенно затрагивающие президентские выборы, 

вдвое больше, чем в предыдущий период мониторинга. Общая площадь релевантных 

статей также удвоилась.  

 Как и в предыдущие периоды мониторинга, самое большое количество релевантных 

материалов опубликовали еженедельник «Timpul» (36 текстов) и газета с 

периодичностью пять номеров в неделю  «КП в Молдове» (20 текстов), «Săptămîna» 

опубликовала 17 статей, а «Panorama» – 13 статей. 

 Половина всех опубликованных статей и почти половина площади, выделенной 

газетами электоральной тематике, заняли редакционные статьи и другие материалы с 

изложением мнений. Газетой с самым большим дисбалансом между объемом мнений 

и новостей по-прежнему остается «КП в Молдове» (две трети опубликованных в этой 

газете материалов были мнениями и комментариями, и только одна треть - 

новостями). 

 В опубликованных мониторизируемыми газетами 86 статьях фигурировали в общей 

сложности 131 источник и субъект, 32% из которых составили политики, лидеры или 

представители политических партий, кандидаты на должность президента (чаще всего 

упоминались или цитировались представители Партии социалистов – 9 раз). Нередко 

в качестве источников цитировались граждане, зарубежные и местные эксперты, 

другие медийные источники, источники из Центральной избирательной комиссии, 

местных органов публичного управления и др. 

 Гендерный дисбаланс источников и субъектов уменьшился по сравнению с 

предыдущим периодом, до уровня 69% мужчин и 24% женщин. 

 На отчетной неделе в самом неблагоприятном положении по частоте появлений и 

негативному контексту в целом во всех 4 газетах был Мариан Лупу (23 случая 

неблагоприятствования, 6 случаев благоприятствования). Остальные конкуренты 

упоминались как в негативном, так и в положительном контексте.  

 В подвергнутой мониторингу печатной прессе по-прежнему не соблюдается принцип 

плюрализма мнений, а материалы, освещавшие конфликты в контексте избирательной 

кампании, частенько были неуравновешенными. 

 «КП в Молдове» благоприятствовала кандидату Игорю Додону – в номере, 

вышедшем в свет в пятницу накануне выборов, газета опубликовала ряд 

продвигающих его материалов (фотографию на первой странице, ответы на вопросы 

читателей и др.). В то же время, в материалах с изложением мнений в 

неблагоприятном свете была представлена кандидат Майя Санду и косвенно кандидат 

Михай Гимпу. 

 Газета «Panorama» явно неблагоприятствовала Мариану Лупу, как прямым образом, 

так и косвенно, посредством критики в адрес Владимира Плахотнюка, 

Демократической партии, всех предыдущих властей. Другие электоральные 

конкуренты (Майя Санду, Михай Гимпу, Игорь Додон) тоже представлялись в 

неблагоприятном свете, но реже. 



10 

 

 1

0

 

 «Săptămîna» продолжила издательскую политику благоприятствования независимому 

кандидату Силвии Раду путем публикования промоционных материалов из категории 

скрытой электоральной рекламы. В номере от 28 октября кандидат Игорь Додон был 

представлен в благоприятном свете в трех материалах, в том числе в двух 

редакционных статьях, а кандидат Майя Санду – в неблагоприятном свете 

посредством навешивания ярлыков, таких как: «Тимофти с сережками», «Киртоакэ 

в юбке».  

 «Timpul» благоприятствовала своей издательской политикой кандидату Михаю 

Гимпу, в том числе промоционными материалами из категории скрытой 

электоральной рекламы. Кандидату Майе Санду газета чаще благоприятствовала (9 

раз), чем неблагоприятствовала (5 раз). В то же время, Мариан Лупу часто был 

представлен в негативном контексте (9 раз), также как и кандидат Дмитрий 

Чубашенко (4 раза). 


