Prezidenţiale 2020 | ADEPT | Chişinău 2018 | Găgăuzia 2016 | Prezidenţiale 2016 | Locale 2015 | alegeri.md | avere.md
Выступление депутата ПКРМ Зураба Тодуа на круглом столе “События в Украине — уроки для Молдовы?”
Напряжение вокруг Украины достигло своего пика. В СМИ царит форменная истерика. Социальные сети раскалились до предела. Мнения разделились. Люди спорят до хрипоты. Доходит до того, что из-за ситуации на Украине ссорятся родственники и старые друзья. Сегодня, как никогда, необходима холодная голова и спокойный анализ обстановки: что произошло? Что происходит сейчас? Чем это обернется для Молдавии?
Всем понятно, что политический кризис на Украине Молдову затронет. Вопрос только когда и как. Обстановка усугубляется тем, что все более-менее позитивные варианты сценариев остались в прошлом. После срыва соглашений 21 февраля “хороших” сценариев не осталось.
Здесь уместно напомнить, что в соответствии с документом, который был подписан Януковичем и представителями оппозиции 21 февраля, предполагалось создать коалиционное правительство, разоружить “Правый сектор”, провести досрочные выборы президента и парламента. Сейчас уже известно: на том, чтобы Янукович это соглашение подписал, настоял президент России Путин. А его в свою очередь попросили об этом Обама и Меркель. При этом они гарантировали выполнение этого соглашения со стороны тогдашней оппозиции. Для этого документ завизировали министры иностранных дел Германии, Франции и Польши.
Итог известен — оппозиция разорвала этого соглашение через несколько часов после его подписания. В. Янукович бежал. На все вопросы Москвы Запад отвечал: “увы, ситуация изменилась, и с новой реальностью необходимо считаться”.
В ответ на это появилась “новая реальность” в Крыму, на юге и востоке Украины. Причем столь решительных действий от Кремля, похоже, никто не ожидал. Оказалось, что на перевернутую “шахматную доску” и предложение “начать игру заново” оппонент может ответить точно так же.
Сейчас многие говорят об “оккупации”, “агрессии”, “вторжении” и т. д. С правовой точки зрения это не соответствует действительности. По действующем договору, который определяет статус пребывания российских войск в Крыму, Россия имеет право на размещение там 25 тысяч своих военнослужащих. К началу февраля там находилось около 16 тысяч военных (в настоящее время, по данным украинской стороны, — 19 тысяч). Таким образом, на законном основании Москва может увеличить свой контингент в Крыму еще как минимум на 9 тысяч человек.
Сейчас в Крыму готовятся провести референдум. Наряду с этим растет сопротивление Киеву на юге и востоке. И это — тоже реальность.
Украина расколота на две части. Перспективы установления ныне правящей в Киеве группировки контроля над всей территорией страны туманны. Попытка Киева двинуть бронированный кулак на юг выявили плачевное состояние украинской армии. Как выяснилось, положение дел в ней мало кого интересовало в последние двадцать лет. Яценюк признал, что украинская армия разграблена. Есть еще и такой фактор, как нежелание украинских солдат и офицеров принимать участие в возможных боевых действиях. По оценкам представителей Майдана, настроения в милиции — 50 на 50. Вероятнее всего, в армии соотношение еще более неблагоприятное для “революционеров”.
Всех, кто взывает к международному праву, к недопустимости подобных действий и т. д., русские вежливо отсылают к прецеденту Косово. Тогда очень многие предупреждали, что он откроет ящик Пандоры, вот и дождались. Стремление обосновать возможность одного (например, насильственного отделение Косово от Югославии) и невозможность другого — годится для наивной и невзыскательной аудитории. В международных делах эти шулерские приемы проходят только тогда, когда у власти в той или иной стране находятся проходимцы и клоуны, подобные Горбачеву и Ельцину.
Очевидно, что Запад и НАТО не будут воевать за Украину (равно как и за Молдавию). Точно так же, как они не вступились за Грузию в 2008 году. Для России, как утверждают российские эксперты, положение на Украине — это вопрос стратегических, жизненно важных интересов. Для Запада и США — это вопрос сдерживания роста влияния России в мире.
Тем не менее конфликт возможен, если на Украину запустят боевиков из частных военных кампаний, которые проявили себя в Сирии, Ираке, Ливии (кстати, вполне вероятно, что те самые снайперы, которые стреляли в обе стороны, были как раз из их числа). Однако вряд ли военная фаза конфликта (если до нее дойдет дело) будет продолжительной.
Впрочем, вполне возможно, группировка Турчинов — Яценюк — Кличко и Ко поймет, что в этом нет смысла и нужно искать компромисс за столом переговоров. Иного пути у них просто нет.
К сожалению, у Молдовы много общего с Украиной. Правящая коалиция (АЕИ-КПП) пришла к власти на волне событий 7 апреля. Идейно они близки киевскому Майдану. По степени коррупции и злоупотреблений КПП во многом превзошла все то, что имело место на Украине при Януковиче (со скидкой на масштабы Молдовы, конечно). У нас сесть свой “Крым” — Приднестровье. Так же, как и на Украине, в Молдавии симпатии и чаяния населения разделились между Европейским союзом и Таможенным (Евразийским) союзом. Молдова является членом “Восточного партнерства” и намеревается подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Этот тот самый документ, с которого начался кризис на Украине. Риск повторения в Молдове в той или иной форме политического кризиса на Украине есть и он довольно высокий. Однако сегодня есть возможность его избежать.
Для этого, во-первых, не стоит делать глупостей, не быть марионеткой Запада и не выполнять с разбегу все их рекомендации (речь, в частности, о декларации парламента РМ, которая была принята при отсутствии кворума).
Во-вторых, есть смысл не спешить с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС. Власти хотят этот процесс форсировать, но в условиях, когда в обществе растет недовольство этим документом, настаивать на его непременном подписании, мягко говоря, неразумно. Лучше всего было бы эту процедуру отложить.
В-третьих, для стабилизации положения в стране и полного исключения возможности повторения украинских событий крайне важно, чтобы предстоящие осенью парламентские выборы прошли максимально честно и прозрачно, без фальсификаций и попыток любой ценой сохранить власть за КПП. Между тем известно, что олигархи, которые заправляют делами в коалиции, продумывают вариант сохранения власти путем устройства своего “майдана” в том случае, если исход выборов их не устроит. Их пугает победа Партии коммунистов, о высокой вероятности которой сегодня не говорит только ленивый.
Наконец, в период, когда кризис на Украине будет преодолен (а рано или поздно такое время наступит) задача интеграции Молдовы в Таможенный и Евразийский союз станет еще более актуальной. Именно на этом пути возможна действительная и безболезненная реинтеграция Молдовы (так же как и восстановление единства Украины), экономическое развитие и модернизация страны.
Источник: comunist.md