Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
В избирательной кампании, которая вот-вот стартует, будет немало популизма, но, по нашему мнению, это как раз то, чего следует избегать, выдвигая на первый план улучшение состояния дел в Кишиневе по всем направлениям и учитывая реальность выполнения поставленных целей. Кроме того, я убежден, что любая мера и любое нововведение, чтобы стать реально выполнимыми, успешными и благотворными, должны отвечать нуждам и требованиям горожан, а значит, планироваться и осуществляться только после совета с населением и получения его согласия.
В случае избрания я намерен создать рабочую группу, способную провести объективную экспертную оценку состояния дел во всем городском хозяйстве, включая проблемы экономики, культуры, науки и образования, сферы обслуживания. После реализации этой программы (через 5–6 лет) город должен по-настоящему стать экономическим, культурным, научным и образовательным центром Республики Молдова.
В своих предложениях я избегаю таких определений, как «процветание» и ему подобных, поскольку очевидно, что процветания столица Республики Молдова может достичь лишь при соответствующем жизненном уровне большинства жителей страны, а это на данный момент и в ближайшей перспективе нереально. Однако такая цель, как достойная жизнь кишиневцев, уверен, не только достижима, но и обязательно должна стать исполнимой целью. Под достойной жизнью я, прежде всего, подразумеваю:
Достойную жизнь кишиневцам можно, на мой взгляд, обеспечить, приняв неотложные меры, которые:
Это тот минимум, который сегодня крайне необходимо выполнить. Поэтому я не объявляю утопических рубежей типа «четырехлетки Василия Згардана», я заверяю лишь, что начну в полную силу трудиться на следующий день после избрания и не прекращу своих усилий именно на трех названных направлениях, пока буду оставаться на посту.
Контингент безработных цинично называют «резервной армией труда». На самом деле безработица — трагедия и позор. Мы не должны мириться с ней и довольствоваться тем скудным перечнем предложений, которые дает текучка кадров, хозяйственная рутина и которые чаще всего не отвечают спросу большинства безработных. Поэтому необходимо активное и адресное создание рабочих мест, отвечающих реальным потребностям города и его населения. Этой задаче, сопряженной с целями развития, будет подчинена служба трудоустройства, усиленная и реорганизованная так, чтобы стать полномочным органом улучшения городской жизни на созидательных началах.
Для снижения стоимости услуг и общего повышения уровня жизни, улучшения ее комфортности, успешного обустройства становится необходимым:
Чтобы правильно определить, что надлежит сделать, надо, прежде всего, оценить, что происходит. Большинство горожан недовольно не только состоянием жилья, дворов, улиц и дорог, помещений различных некоммерческих или малоприбыльных, но необходимых всем служб (поликлиники и больницы, школы и детсады, почта и др.), а также качеством обслуживания в этих учреждениях. Всех угнетает и возмущает то, что город превращен в хаотическое скопление торговых и увеселительных заведений самого предосудительного содержания и низкого пошиба. Все видят, как катастрофически снизился уровень городской культуры, в том числе культуры труда, досуга, потребления.
Порой, кажется, что в Кишиневе уже нет никакого производства, а есть лишь купля-продажа и «индустрия развлечений». Это совершенно ненормальное явление! В городе лишь ничтожный процент людей обладает шикарными иностранными автомашинами и проводит время в казино, ресторанах, барах, развлекательных центрах и саунах. Но тенденция к опережающему удовлетворению именно этих явно нездоровых потребностей создает невыносимые условия для жизни подавляющего большинства горожан. Во многих местах трудно не только переходить улицы, но и передвигаться по тротуарам, загроможденным всевозможными торговыми точками и автомобилями. Положение давно стало нетерпимым: мало того, что сотни тысяч людей, в том числе пожилых и больных, едва сводят концы с концами, — они еще и не могут спокойно отдыхать, без риска для жизни и нервов ходить по улицам, лишены возможности укрыться от этой чуждой им праздности даже в собственных квартирах. Создается впечатление, что город оккупирован ордами беснующихся варваров, попросту не замечающих жителей, которым они отравляют существование.
Я думаю, муниципальная власть в силах навести в собственном городе должный порядок, с тем, чтобы автомашины не заполоняли тротуары, а вблизи жилых массивов не звучали оглушающая музыка и пьяные голоса, чтобы бары и рестораны не соседствовали со школами и детсадами, а бензоколонки — с больницами и жилыми домами. Нет нужды в революционных или драконовских мерах, просто должны восторжествовать известные принципы: всему свое место и время, во всем надлежит знать меру, а свобода одних не должна ущемлять права других. Пора возвращаться к благоразумию и благонравию.
Но мало признать, что в нашем городе слишком много места асоциальному разгулу и слишком мало — созидательному труду, в избытке увеселительных заведений и в недостатке — предприятий общедоступного сервиса; что при обилии шикарных супермаркетов, дорогих ресторанов, баров, ателье, салонов красоты — крайне мало доступных по ценам магазинов, ремонтных мастерских, кафе, а предприятия общественного питания давно исчезли. Надо исправлять все эти вопиющие диспропорции. Если мне доведется возглавить управление городом, я организую работу по оптимизации его инфраструктуры. Это потребует и масштабной реорганизации, и сложной, дипломатичной разъяснительной работы среди владельцев мелкого и среднего бизнеса, с предложением им реальных альтернатив, вплоть до перепрофилирования их фирм с соответствующей системой стимулирования. Все это вполне осуществимо. К примеру, при заинтересованной помощи примэрии многие зачастую полупустые «элитные» кафе, бары и рестораны могут стать более прибыльными и полезными обществу в качестве экспресс-кафе и общедоступных столовых.
Особого приложения сил требуют торговые скопления в центре и микрорайонах столицы. Дикие рынки заполонили наш город и создали ему дурную славу. Кишинев напоминает нечто среднее между цыганским табором и строительным объектом, заброшенным на нулевом цикле. С одной стороны, торговые скопления уже не дают горожанам проходу, а с другой — масса людей, по бедности вынужденных торговать подержанными предметами быта, жестоко третируются чинами контрольных служб, полиции и вытесняются богатыми торговцами. Это крайне несправедливо. Следует упорядочить торговлю, устранить бесчисленные вереницы «бутиков» и прочих «точек».
Мы живем в эпоху усиливающихся контрастов между вызывающей, зачастую наглой и неправедной, роскошью и ужасающей, нарастающей нищетой. За шикарными фасадами и сияющими витринами «рыночного процветания» в любом квартале столицы спрятано множество трущоб — жилья бедняков. Это не имеет ничего общего с нормальным развитием. Это — свидетельство того, что накопление богатств меньшинством происходит за счет прямого или косвенного ограбления большинства.
Совершенно удручающая ситуация сложилась со строительством жилья и обновлением социальной инфраструктуры. Ныне 95% молодых людей, мечтающих обзавестись семьей, не имеют ни малейших шансов на приобретение хотя бы однокомнатной квартиры. В ветхом состоянии пребывают ЖЭКи, отделения связи, другие социальные службы. В то же время и окраины, и исторический центр Кишинева стали зонами неконтролируемой застройки особняками, по большей части даже не заселенными, или офисами, которые поражают размерами, почти полной невостребованностью и явной ненужностью.
Все эти контрасты при разумном столичном управлении можно устранять. Для этого, прежде всего, надо, чтобы муниципальные чиновники работали честно, а такое возможно только при жестком контроле их деятельности. Все знают, что недавняя продажа более 1.000 земельных участков в городской черте была незаконной, однако до сих пор следствие блуждает между стенами столичной мэрии и коридорами высшей власти, не находя ни зачинщиков беззакония, ни конкретного механизма колоссальной коррупции. Я думаю, что тот градоначальник, который поставит заслон подобному произволу, будет удостоен признательности горожан, и я готов работать на эту признательность.
Масса роскошных особняков и масса бездомных — вот реалии молдавской столицы. Город нуждается в разработке и осуществлении программы социального, а не коммерческого жилья — не для элиты, а для народа, в первую очередь для тех, кто не имеет своего угла, для вступающих в самостоятельную жизнь молодых людей, для молодых семей, для людей с низкими доходами. Но пока наше хозяйство будет развиваться хаотично-рыночным, финансово-паразитическим путем, средств на это не будет. Надо серьезно менять подходы к управлению экономикой Кишинева.
Конечно, у руководства примэрии, даже столичной, нет большого простора для организации достойной и социально справедливой жизни города. Многие начинания, о которых я веду речь, натолкнутся на препоны законодательства и укоренившейся исполнительной практики, чиновников секторального, муниципального и государственного уровней, а также на жесткие ограничения, обусловленные нашим специфическим рыночным бизнесом и интересами бизнесменов. Однако уровень столичной муниципии не столь уж и низок, и у примэрии есть немало рычагов влияния на высшие эшелоны власти, включая законодательные. И я намерен использовать их в полную силу, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
Грешно в наше трудное время тратить колоссальные средства на показушные мероприятия и престижные проекты, устраивать помпезные храмовые празднества и юбилейные торжества в то время, когда значительная часть населения элементарно голодает. Конечно, праздники, и юбилеи справлять надо, но следует заботиться о подлинных радостях людей, об их благополучии круглогодично, а не от праздника к празднику. Меня, к примеру, мало беспокоит то, что в молдавской столице нет стадиона европейского стандарта: это естественно, ибо мы бедны. Куда тревожнее то, что разорены все детские спортивные и игровые площадки во дворах, что кружки технического творчества и физкультурные секции, доступные для всех, вытеснены фитнес-клубами для элиты, дискотеками и интернет-кафе. Разорен комплекс социального, воспитательного, культурного обеспечения. Пришла пора собирать камни.
Качественное и цивилизованное обслуживание населения во всех муниципальных службах и предприятиях сервиса я рассматриваю как одно из приоритетных направлений развития. Наши пенсионеры не должны часами простаивать в сбербанках и почтовых отделениях, чтобы получить заработанные честной трудовой жизнью деньги. Непозволительно устраивать скопления измотанных заботами и ожиданием людей в коридорах различных служб, где зачастую негде присесть, как это происходит, например, в паспортных столах, в бюро технической инвентаризации, в учреждениях социального страхования и т. п. Надо полностью изжить положение, когда «начальник всегда прав», а гражданин в казенном присутствии — лишь бесправный проситель. Наконец, следует произвести генеральную ревизию в части запрашиваемых у населения в тех или иных случаях пустых бумаг, именуемых «документами», и резко снизить надобность подобных запросов и бумаг.
К слову, именно по поводу обслуживания населения и работы соответствующих городских учреждений есть необходимость в первую очередь провести подробное социологическое исследование, с тем, чтобы составить соответствующий план реальных мер. По моему замыслу, с этого и начнется создание новой технологии столичного развития.
На вопрос о том, за счет чего я обещаю обеспечить достойную жизнь кишиневцам, я отвечаю коротко: за счет рационализации хозяйствования, экономии финансовых средств, привлечения дополнительных финансовых потоков из коммерческих банков и от других экономических агентов, заинтересованных в развитии города.
Если хозяйствовать рачительно и разумно, строго контролируя приход и расход в городской казне, скрупулезно осуществляя сборы налогов и других платежей, налаживая здоровое, производительное развитие города, наращивая реальный сектор городского хозяйства, — то появится возможность создания забытых уже фондов общественного потребления и такого распределения общественного богатства, которое позволит успешно развивать не только рыночные отрасли, но и жизненно необходимые социально-экономические направления, требующие дотаций, последовательно сокращая разрыв между преуспевающим меньшинством и бедствующим большинством.
Для этого есть много испытанных средств и мер — от борьбы с грабительской сверхприбылью крупного бизнеса до косвенного регулирования экономических процессов. Так, забота предпринимателей и руководителей об общественно-полезной деятельности их предприятий, увеличении рабочих мест, улучшении условий труда и повышении его оплаты должна активно стимулироваться городской властью. Речь может идти не только о снижении налогов и других сборов и платежей, но и о содействии в торгово-экономических связях с другими предприятиями, отраслями, регионами и странами, о целом ряде существенных преференций. Аналогично примэрия должна работать с торговыми агентами, добиваясь от них снижения цен на товары массового спроса. Наконец, последовательное пресечение незаконной коммерческой деятельности, выведение бизнеса «из тени» может дать колоссальные средства, которые сегодня не только не учтены и не задействованы, но и не фигурируют в планах и прогнозах. Между тем теневой бизнес, по разным подсчетам, занимает не менее трети, а возможно, и до половины всего экономического оборота в целом по республике; думается, в столице он никак не ниже.
Программа, которую я лишь эскизно изложил, предполагает активизацию творческого трудового потенциала населения через усиление заботы о нем, его жизни, его быте. Следует помнить, что в жизни генератором и творцом развития выступают не инвесторы или кредиторы, не партии и даже не власть, администраторы и менеджеры, а люди труда, в первую очередь массовых профессий, производители реальных благ. Людская солидарность способна творить, казалось бы, невозможное, если есть вера людей в свои способности и, соответственно, социальная энергия созидания. Я убежден в том, что именно такой путь обеспечения достойной жизни кишиневцев и Кишинева наиболее реален и, более того, единственно осуществим.
С уважением к гражданам-избирателям муниципия,
Георгий Сима,
кандидат на пост генерального примара Кишинева,
лидер партии Союз труда «Patria-Родина».