Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 ВыборыПарламентские2010ДекларацииХДНП

Несколько причин, которые привели к результатам выборов 28 ноября 2010 года

|версия для печати| ХДНП, 30 ноября 2010

Каковы факторы, которые определили результаты выборов 28 ноября? — вот вопрос на устах многих наших сограждан, которые испытывают одно и то же чувство: что-то не в порядке с политической системой в нашей стране.

Истоки системной дисфункции берут начало в долгом переходном периоде, в который погрязла наша страна последние двадцать лет. Разгосударствление и приватизация породили ряд разрушительных феноменов в сферах экономики и политики.

Перекачка объектов и финансов из государственного сектора в частный в пользу лиц и групп мафиозного характера обусловило концентрацию крупных капиталов в руках последних. Размеры и масштаб таких случаев, озаглавленных словом «коррупция», были описаны в бесчисленных статьях в прессе, в докладах депутатов, в публичных дебатах, в материалах Счетной Палаты и т.д. Но государственные правовые институты, сформированные на основе норм Конституции и законодательства, оказались не в состоянии исполнять предписанные законом функции. Каждое новое разоблачение, каждый связанный с коррупцией публичный скандал, в конечном итоге, сталкивается с институциональным параличом органов права. Министерство Внутренних Дел, Центр по Борьбе с Экономическими Преступлениями и Коррупцией, Служба Информации и Безопасности, Таможенная Служба, судебная система — все они в равной мере оказались неспособными бороться с преступлениями экономического характера, когда дело доходит до отдельных лиц или групп, которым удалось присвоить ценности и суммы в особо крупных размерах. Всякий раз следственные органы и суды сводили на нет эти случаи либо по указке высших государственных руководителей, либо вследствие получкнных взяткок от тех, кого впоследствии объявляли невиновными за соответствующую денежную компенсацию. Так возникла «круговая порука» между следователями, прокурорами, судьями с одной стороны и криминальным миром и с крупными коррупционерами с другой. Со временем сложилась целая каста обсуживающих интересы мафиозного характера с позиции госчиновников. Принцип «презумпции невиновности», фундаментальный для правового государства, стал орудием в руках тех, кто контролирует учреждения, призванные преследовать и наказывать совершивших особо тяжкие экономические преступления.

Организаторы преступлений, совершенных 7 апреля 2009 года, не были наказаны. Им удалось получить власть после выборов 29 июля 2009 года и избежать уголовного расследования и судебных наказаний, основанных на реальных доказательствах и свидетельствах.

Бывшие коммунистичкские власти невольно создали огромное имиджевое преимущество новым властям. Так-называемые либеральные партии сумели внушить значительной части нашего общества и международным институтам идею, что они заслуживают всяческой поддержки, поскольку противостоят по определению чудовищной политической силе — коммунизму. То есть, им удалось использовать с максимальной эффективностью контраст и логику конфликта как способ стравливания общественного мнения и накопления голосов.

Установив контроль над множеством телевизионных каналов, группировки взявшие власть сумели оказать широкое воздействовие на граждан. Общественное телевидение стало орудием официальной пропаганды. Новые каналы телевидения и радио, в дополнение к уже существующим на информационном рынке, развернули огромную пропагандистскую кампанию в пользу партий правящей верхушки. Армия журналистов, политических аналитиков, социологов и представителей шоу-бизнеса с сокрушительным эффектом методично бомбардировала общество. Были пущены в ход самые беспроигрышные технологии манипулирования общественным сознанием. «Промывание мозгов» и моделирование сознания инструментами массового манипулирования имели сокрушительные последствия для тех, против кого была направлена эта психологическая война, ведомая оружием массового разрушения общественного сознания.

Избирательное законодательство претерпело сотни модификаций. Оно было адаптировано к интересам представителей власти. Неограниченный доступ руководителей правящих партий к подконтрольным теле- и радио каналам без надлежащего учета времени привел к исключительному неравенству между электоральными конкурентами в пользу правящих сил и в ущерб партий не нахоящихся у власти. Разрешени не убирать уличные блилль-борды даже в день выборов представил собой еще один метод манипулирования избирателями. Одна из самых сокрушительных форм манипулирования и дезинформации — это так-называемые опросы общественного мнения, составленные в интересах правящих партий и против их оппонентов. Многочисленные передачи с графическим изображением политической конфигурации будущего парламента в сопровождении комментариев армии журналистов, политологов и социологов, хорошо оплаченных стоящими за партиями власти финансовыми картелями, имели беспрецедентный эффект. Руководители страны организовали предвыборные дебаты в такой форме, которая избавляла их от всякого риска. Первые лица правящих партий не приняли участия в дебатах наряду с лидерами других партий, дабы избежать полемики и, соответственно, риска потерпеть поражение.

Массированное использование административного ресурса стало особенно ценным рычагом сбора голосов для правящей верхушки.

Еще один фундаментальный фактор, который определил видимый успех правящих групировок на выборах, состоит в открытой поддержке и массовой пропаганде в их пользу со стороны представителей европейских институтов. Никогда еще в политической истории Республики Молдовы не бывало, чтобы европейские институты — Совет Европы, ОБСЕ, Европейский Парламент, Еврокомиссия, как и международные финансово-кредитные институты — не требовали от властей пребывающей в переходном периоде страны с чрезвычайно слабыми демократическими институтами осуществлять конкретные реформы, призванные укреплять правовое государство. Единственное занятие европейских институтов в течение всего года либеральной власти состояло в создании ей положительного имиджа ради того, чтобы помочь удержаться у власти и после грядущих парламентских выборов.

Раздача денег и материальной помощи в сёлах, где большинство населения живет за чертой бедности, стало ещё одним инструментом привлечения голосов для партий, стоящих у руля. Подкуп избирателей из сельской зоны стал дополнением к использованию рычагов СМИ в манипулировании общественным мнением.

Добившаяся весомых результатов, Партия Коммунистов делала ставку, в основном, на пожилой электорат, который испытывает ностальгию по СССР, а также на русскоязычное население, которое было запугапно неминуемой опасностью объединения с Румынией. Таким образом, коммунисты в равной мере воспользовались логикой конфликта, конфронтация с «внутренним» и «внешним» врагом дав свои полды .

В этих условиях позиция ХДНП, сосредоточенного на практических решениях преодоления политического и конституционного кризиса, как и на конкретных и эффективных мерах вывода страны из экономической разрухи, не возымели широкой поддержки.

Таким образом, финансовые картели, олигархи, участники крупномасштабной контрабанды, представители кругов, которые душат конкурентную среду в национальной экономике и держат страну в экономической неразвитости, снова добились значимых электоральных результатов.

Политический кризис не разрешен. Молдова остается заложницей олигархов и партий, которые им служат.

Но борьба за правовое государство, за свободу и экономический прогресс продолжается. Мы проиграли битву. Но мы снова поднимемся и создадим другое будущее для нашей страны. Те, кто приспосабливаются к коррумпированной системе и всеобщей деградации, не имеет не единого шанса. Те же, кто борется с несправедливостью во имя общего блага, имеют огромные шансы. И время работает на их победу.

Юрий РОШКА

Источник: www.ppcd.md