Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
Анализ безработицы — самая трудная и ответственная часть экономического анализа. Это вызвано тем, что за статистическими цифрами скрывается не сухое экономическое явление, а человеческие трагедии и судьбы. Поэтому правительства, даже самые либеральные из них, минимально вмешивающиеся в игру экономических участников рынка, должны самым серьезным образом заняться проблемой безработицы, искать и находить возможности противостояния этому разрушительному феномену. Накопленный опыт указывает на необходимость внимательно следить за динамикой безработицы и проводить активную политику занятости населения.
Во-первых, быть безработным — это не просто экономическое определение индивидуума, это социальное, даже классовое положение. Этот ярлык оставляет глубокую психологическую печать на том, кто имел несчастье потерять работу. Безработица становится фактором риска, который может толкнуть человека на преступный путь, превратить его в заядлого пьяницу, срывающего злость на родных и близких. В Молдове такая картина наблюдается сплошь и рядом.
Во-вторых, безработица — это тяжелая форма расточительства ресурсов, необходимых для обеспечения экономического роста и накопления доходов. В свою очередь, экономический рост должен обеспечить создание новых рабочих мест, способствовать повышению уровня жизни широких слоев населения и устранению несправедливости в системе распределения доходов. В противном случае доходы концентрируются в руках сравнительно узкого круга людей. В Молдове такая ситуация налицо; более того, она усугубляется тем, что 40% населения задействована в сельскохозяйственном секторе или перебивается сельскохозяйственными работами, которые приносят мизерные доходы.
В-третьих же, безработица чревата серьезными последствиями в плане политическом, так как не одному правительству пришлось уйти в отставку после того, как безработица достигла высоких отметок.
В Молдове анализ безработицы осложнен неполными статистическими данными. В экономически развитых странах уровень безработицы определяется на основание информации, ежемесячно поставляемой агентствами занятости населения. В Молдове этот механизм не срабатывает, так как большинство граждан, лишившихся работы, не спешит регистрироваться на бирже труда. Во втором квартале текущего года на учет в службах трудоустройства стали 27 тысяч граждан, несмотря на то, что, согласно Анкете о трудовых ресурсах, в Молдове было 96 тысяч безработных. Такое отсутствие интереса должно дать политикам пищу для размышлений. Оно свидетельствует либо о неэффективности политики поддержки безработных, либо о том, что рядовой гражданин просто не верит и не ждет ничего хорошего от государства, в данном случае в лице агентства по трудоустройству.
Сбор информации об уровне безработицы осуществляется на основание Анкеты о трудовых ресурсах, а это значит, что Бюро статистики должно «поймать» безработного. В условиях, когда у гражданина временная работа (например, он нанят соседом на период сельхозработ), его, естественно, трудно будет застать дома для заполнения анкеты. В соответствии с определением, рекомендованным Международной организацией труда, безработным считается человек, который: 1) не имеет работы; 2) готов приступить к работе в двухнедельный срок в случае, если ему удастся ее найти; и 3) ищет работу. Это всеобъемлющее определение, лучшее трудно себе представить. У нас же гражданин может иметь работу, но не получать нормальное вознаграждение за свой труд (дикое явление, редкое для европейских стран). Статистика показывает, что в июле 2005 года патроны задолжали своим работникам более 125 миллионов лей.
Кроме того, в Республике Молдова, где зарплата крайне низка (а в таких отраслях, как сельское хозяйство, она в прямом смысле слова нищенская), совсем не исключено, что граждане не захотят приступить к работе в двухнедельный срок, как возможно и то, что они не станут активно искать работу. Вместо этого люди, скорее всего, начнут активно искать турагентство, которое помогут им выехать за рубеж в поисках более высоко оплачиваемой работы.
Безработица в Молдове тесно связана с эмиграцией рабочей силы. Точнее, эмиграция является фактором, который смягчает прессинг на внутренний рынок и значительно снижает уровень безработицы. Нетрудно себе представить, какие социальные беспорядки может вызвать возможный отказ гражданам эмигрировать по той или другой причине.
В 2004 году, по данным Национального бюро статистики, в поисках работы за рубеж уехали 345 тысяч человек[1]. Предположим, они остались в стране и пополнили когорту экономически активного населения. Проведенные исследования показывают, что у каждого третьего молдавского эмигранта перед отъездом не было постоянного рабочего места[2]. Иными словами, можно предположить, что из тех 345 тысяч граждан, если бы они не уехали за рубеж, 115 тысяч пополнили бы ряды безработных. Оперируя новыми данными, уровень безработицы в 2004 году составил бы не 8%, а все 13%. Но не исключено, что рано или поздно работы лишился бы каждый второй потенциальный эмигрант или еще больше, увеличивая число безработных.
Более того, следует учесть и тот факт, что эмиграция сопровождается денежными переводами из-за рубежа, которые позволяют оставшимся дома отклонить предложение работы, если оно плохо оплачивается. Не будь эмиграции, число тех, кто ищет работу, пусть и плохо оплачиваемую, несравненно возросло бы, а уровень безработицы был бы значительно выше.
Статистика показывает, что безработица крайне болезненно затрагивает молодежь в возрасте от 15 до 29 лет. Именно на долю этой категории граждан приходятся 36% безработных. Не случайно они же составляют и наиболее многочисленную группу эмигрантов. Больше всего подвержены угрозе безработицы молодежь в возрасте 20–24 лет, в основном выпускники высших учебных заведений. Уровень безработицы в этой возрастной категории вырос с 15,3% в 2002 году до 25,2% в 2004-ом. Судя по тенденциям, отмеченным в первых двух кварталах текущего года, в 2005 году этот показатель приблизится к 30%. Особо критическая ситуация сложилась для молодых мужчин, проживающих в городах — риск не найти работу по специальности для них значительно выше, чем в среднем по стране.
В 2004 году более 20 тыс. студентов окончили средние, средние специальные и высшие учебные заведения. Неизвестно, какой процент из них получил работу, но ни для кого не секрет, что работодатели предпочитают опытных работников свежеиспеченным специалистам, только-только окончившим колледж или университет. Правительство предпринимает определенные усилия в надежде стимулировать трудоустройство молодежи, но выделяемые для этого средства крайне низки, не говоря уже о том, что эти меры затрагивают только тех, учеба которых финансировалась из госбюджета[3].
Тенденции, наблюдаемые на рынке труда, а также неэффективная политика правительства по обеспечению занятости населения, однозначно указывают на то, что эмиграция сохранится и впредь и даже, возможно, усилится за счет молодежи, потерявшей надежду найти работу на родине. Самые последние статистические данные показывают, что эмиграция не собирается дать «задний ход». Во втором квартале 2005 года число молдавских эмигрантов, по данным Национального бюро статистики, превысило 380 тысяч граждан; ожидается, что к концу года этот показатель составит более 400 тысяч.
Национальная экономика не в состоянии предложить работу тем, кто составляет категорию экономически активного населения. Но даже если кому-то посчастливилось найти работу, очень скоро мизерная зарплата вынуждает людей уволиться. В апреле-июне 2005 года в Республике Молдова проведен ряд ярмарок вакансий для молодежи; по этому случаю, официально было заявлено, что средняя зарплата, предложенная на этих ярмарках, не превышает 900 лей. Такая зарплата совершенно неприемлема для выпускников высших учебных заведений, многие из которых отдали учебе 4–5 лет и вложили в приобретение знаний много сил.
Выпускники вузов сталкиваются и с другими проблемами. Прежде всего, качество знаний и навыков не соответствует требованиям, выдвигаемым работодателями. Выпускники хорошо, нередко даже отлично подготовлены теоретически, но совершенно лишены практических навыков. Во-вторых, система высшего образования дает специальности, исходя из имеющегося спроса на «престижные» факультеты: 22% выпускников получает диплом об окончании юридического факультета, 21% заканчивает экономические факультеты, 12% — филологический факультет и иностранные языки. Однако это соотношение не отвечает требованиям рынка труда, где отмечается все более высокий спрос на инженеров-механиков, программистов и строителей. Большинству молодых юристов, экономистов и переводчиков либо придется согласиться на работу, не соответствующую их специальности, либо они опять-таки будут вынуждены податься за рубеж в поисках работы. Мало таких стран, которые, подобно Молдове, позволяют себе роскошь готовить безработных или эмигрантов с высшим образованием.