Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингЭкономикаКомментарии

Экономическая конкурентоспособность — тяжелое бремя для Молдовы

|версия для печати||
Ион Басиул / 10 октября 2005
ADEPT logo
Согласно классификации по разделу экономической конкурентоспособности, разработанной на основании ежегодного доклада World Economic Forum — организатора известного Давосского форума — Республике Молдова отводится 82-ое место среди 117-ти стран, включенных в рейтинг. Кроме этой оценки, вычисленной исходя из показателей потенциала экономического роста на краткосрочный и долгосрочный период (5–8 лет), World Economic Forum принял в расчет и другие факторы, способствующие нынешней производительности.

Но вернемся к рейтингу экономической конкурентоспособности. Если верить этим классификациям, то нам не очень к лицу тот факт, что нас обогнали такие страны, как Танзания, Намибия или Ботсвана, в которых до недавних пор свирепствовал голод и гражданские войны и у которых нет ни наших устремлений, ни наших возможностей.

Сегодня мы уже не боремся за экономические преимущества. Мы рассчитываем на сравнительные преимущества. На то, что нам Бог дал — сырье, в основном продовольственное, дешевую рабочую силу. Но поскольку отсутствует такой стимулирующий фактор, как конкуренция, у нас нет ни компетитивного климата, ни законов, которые мобилизовали бы нас на трудовые достижения, как нет и призвания и желания делать свою работу хорошо.

С другой стороны, у молдаван одна из самых низких зарплат. Ниже, значительно ниже зарплат в Европейском союзе. И это нормально, коль скоро эффективность на Западе многократно выше, чем в Молдове. Практически при равных ценах молдаванин за свою работу получает раз в двадцать меньше, чем француз или итальянец. И примерно в шесть раз меньше поляка или венгра. При нашей среднемесячной зарплате, которая не дотягивает и до 100 евро, мы плетемся где-то «в хвосте» Европы.

Некоторые экономисты полагают, что зло … тоже во благо. Верные теории сравнительных преимуществ, озвученной классиками политэкономии, они не стыдятся говорить во всеуслышании, что мизерная зарплата молдаван — тоже своего рода кошмарное преимущество. Это теория. Но давайте посмотрим, что говорит практика. Многие годы подряд нам не удавалось получить от экспорта в течение 12 месяцев более 700–800 миллионов USD.

Лишь в 2003 году мы перепрыгнули порог в 1 миллиард USD, но при этом сильно отставая от уровня других сравнимых с Молдовой стран, таких, как Албания или Хорватия. С тех пор доходы от экспорта росли, но значительно меньше показателей импорта. И причина в этом одна: в молдавском экспорте отсутствует как раз то, что наиболее высоко оплачивается в международной торговле — творческий вклад, способность составить конкуренцию.

Иначе говоря, нет конкурентоспособности. И в таком случае к чему нам сравнительные преимущества? Ну и что с того, что мы — крупнейший экспортер вина и продовольственных товаров? Да, это большое преимущество, которым Бог одарил нас, но не думаю, что одно лишь производство вина лежит в основу нашей конкурентоспособности и экономического роста. Что целесообразно производить, или какая продукция могла бы выдержать серьезную конкуренцию, как на внутреннем, так и на внешнем рынке? Это далеко не простой вопрос.

Многие считают, что государство должно инвестировать в виноделии. Но, прошу прощения, не думаю, что это оптимальный выход. Для нас проблема проблем в другом — чем следовало бы заняться, какой должна быть структура молдавского экспорта, чтобы успешно конкурировать на внешнем рынке, исходя из того потенциала, которым мы располагаем?

Несомненно, плодородная земля — большое наше богатство и весомый потенциал для Молдовы. Но на фоне отсутствия высокой производительности труда в сельском хозяйстве, не целесообразнее ли идти по пути развития сферы услуг? Например, если на площади в 0,1 гектара построить здание, где развернули бы работу несколько квалифицированных специалистов в области информационных технологий, заверяю вас, в день они заработают больше, чем крестьяне за весь год. Следовательно, в это и нужно инвестировать, в инновации, то есть во все те отрасли, в которых капитал и человеческий потенциал являются определяющими.

Фундамент, все нагромождение старой теории рухнули. Настала пора компетитивных преимуществ. А это значит, что Бог дает, но в рот не кладет. Значит, надо нам самим позаботиться о том, чтобы максимально выгодно освоить то, что дал Бог.

Всего лишь пару лет назад национальные экономики все еще подсчитывали «сравнительные преимущества»: близость промышленности к сырьевой зоне, изобилие энергоресурсов, дешевая рабочая сила. Но это было вчера. Сегодня на наших глазах все эти критерии переходят на второй план. На первый же план выходит компетитивные преимущества — способность составить и выдержать конкуренцию. Это то самое преимущество, которым ни одна нация не пользуется «в чистом виде», как Бог дал, а подходит к нему творчески, с умом.

Финляндия возглавляет рейтинг конкурентоспособности, так как она выходит на международный рынок с продукцией, содержащей все меньше сырьевого материала (железа, стали, древесины, пластмассы, энергоресурсы) и все больше серого вещества в конечном продукте. Nokia — красноречивый тому пример.

Республика Молдова, однако, все еще продолжает удерживать красный фонарь в Европе и мире, поскольку ей не повезло на компетитивные преимущества, преимущества, основанные на высокопроизводительном труде, и, думаю, мы не скоро сможем хвастать такими преимуществами.

Хотим эффективности? Хотим конкурентоспособности? Нет ничего проще — надо только открыть дорогу частному предпринимательству и частному риску. Ведь именно частное предпринимательство, как доказали еще классики экономического либерализма, краеугольный камень процветания общества. Нужно избавиться от коллективного менталитета, менталитета, который пытается сохранить экономическую систему, где тяжесть перебрасывается с одного плеча на другое и на словах никто вроде не ощущает его. Это крайне опасно, потому что под обветшалой шинелью этого менталитета у тысяч людей с низкими доходами складывается иллюзорное впечатление, что они находятся в экономической безопасности. Иллюзия опасная и чреватая самыми серьезными последствиями.

Следовательно, больше действий, решительности и личного мужества — таковы компоненты нашего успеха как общество; только эти составляющие смогут в один прекрасный но, к сожалению, не столь близкий день обеспечить наше вступление на равных в семью европейских народов.

ВВП все растет и растет, вопреки неблагоприятным обстоятельствам Банки привлекаются к ответственности