Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
Ниже попытаемся раскрыть скобки в этом вопросе и даже сделать некоторые прогнозы. Во-первых, надо признать, что экономический рост в большой степени объясняется факторами конъюнктуры и не является результатом здоровой и устойчивой политики. Во-вторых, экономический рост был значительно определен хорошими показателями в сельскохозяйственном производстве, высоким уровнем потребления и высокими темпами в сфере строительства.
С другой стороны, если поближе рассмотреть факторы экономического роста в последнее время, нельзя не заметить, что основа роста далеко не столь прочна, как хотелось бы. 2004 сельскохозяйственный год вряд ли повторится, потому что его обусловила не удачная политика в агросекторе, а благоприятные климатические условия. Потребление достигло рекордно высоких отметок в условиях его подпитки благодаря массовым переводам молдавских граждан, работающих за рубежом, что в конечном итоге стимулирует импорт, а строительство, если быть честными, развернулось также на деньги, поступающие из-за рубежа от молдавских гастарбайтеров.
По сути, структурно ничего не изменилось. Сельское хозяйство, как и прежде, удручающе отсталый и экстенсивный сектор, который зависит в основном от Божьей милости, то есть от погоды. Кроме того, как показывает статистика, вклад агросектора в ВВП страны составляет не более 22%, несмотря на то, что в этой отрасли задействовано около 45% экономически активного населения. Массовый импорт отрицательно влияет на дефицит текущего счета (6,7%), что же касается строительства, то его финансирование не является плановым и долгосрочным, а спорадическим и больше зависит от международного рынка труда.
Такова реальность, и здесь возникает вопрос: существует ли рецепт здорового экономического роста? Вероятно… Молдове необходим константный экономический рост на уровне 8–9% в год, а главной движущей силой этого роста должен стать третий сектор, то есть сектор услуг. Да, но официальная статистика указывает на довольно активный сектор услуг — около 53% от ВПП. Как же в таком случае объясняется его слабое присутствие в рецепте экономического роста?
Услуги, создающие высокую добавленную стоимость — заработную плату, налоги и сборы, амортизацию и доходы от реализации продукции — это те, что начинаются от простой вулканизации и заканчиваются сферой страхования, банковского обслуживания и пр. Однако у нас под услугами подразумевается посредничество — сектор, который ничего не производит, а лишь перебрасывает ценности из публичного сектора в индивидуальный.
С другой стороны, тревожный момент, связанный с экономическим ростом, состоит в том, что, вопреки его высоким темпам, по-прежнему проблематична своевременная выплата зарплат учителям, работникам здравоохранения и сельского хозяйства. Статистика и на этот раз приводит неутешительные цифры: задолженности по заработной плате достигают 150 миллионов лей. Чем это объясняется?
Давайте проанализирует проект государственного бюджета на 2006 год. Полагаем, что механизм приоритетов в этом документе не продуман, как следует. Последствия экономического роста пошли в основном на социальные пособия, а не на элементы социальной политики или на увеличение бюджетных ассигнований на инвестиции. Например, доля капитальных вложений эквивалентна 5,7% расходной статьи бюджета или 1,3% от ВВП на 2006 год. Политические и электоральные соображения привели к тому, что значительная часть бюджета направлена на социальные выплаты, характерные для населения, которое находится на содержании, на иждивении.
В результате экономический потенциал обесценивается, а государственная казна нищает. Это значит, что бюджет не сможет обеспечить жизненно важные интересы экономики и международные обязательства, которые мы на себя взяли — обязательства, которые означают деньги, обязательства, о которых говорил Воронин на том заседании Правительства. А все дело в том, что у нас работает не контракт как экономический инструмент, а отношения и связи, которые часто обретают очертания политический клиентуры. Такой вид отношений — не для свободного рынка, поэтому те, кто обогатился благодаря связям, заинтересованы всячески затягивать реформы, те самые реформы, которые способны приблизить нас к ЕС и положить конец социальному иждивенчеству значительной части населения.