Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
О повышении цен на природный газ разговоры идут давно, но сейчас вопрос перешел из теоретической плоскости в практическую. Так, если до настоящего момента Молдова получала природный газ по цене 80 USD за тысячу кубических метров, то с 2006 года «Газпром» намерен поднять цены до 160 USD. В случае реализации этого сценария, как молдавское руководство, так и рядовой потребитель испытают самый настоящий шок, государственный бюджет затрещит по швам, и его не смогут спасти даже дополнительные поступления, о которых сообщалось в последнее время. Но самое печальное то, что повышение цен грядет в разгар зимы.
Совершенно естественно, что каждая страна пытается найти сколько-нибудь достойный выход из сложившейся ситуации. Не кривя душой, можно сказать, что альтернативного варианта с российским газом не предвидится. Украина пыталась договориться с Туркменистаном, но «Газпром» ее опередил. Грузия, насколько известно, достигла соглашения с Казахстаном, но в любом случае транзит газа осуществляется по территории России — так что и здесь Москва может диктовать условия, как, впрочем, и в случае с Кишиневом, который пытался договориться с казахами или туркменами о поставках природного газа.
Вопрос вопросов, который сейчас волнует всех, состоит в том, чем обернется подорожание газа для молдавской экономики и как это скажется на карманах частных потребителей.
Во-первых, последствия подорожания газа ощутят бытовые потребители, особенно если иметь в виду, что для многих граждан расходы на коммунальные услуги обременительны по ряду позиций. Во-вторых, подорожает не только газ, но и многие другие услуги, в структуру себестоимости которых природный газ играет определяющую роль — и этот факт тревожит вдвойне.
Например, доля природного газа в выработке электроэнергии на ТЭЦ-1 в настоящий момент составляет 80%. Если газ подорожает, доля газа в конечном продукте — электроэнергии — составит 95%. В результате теплоэлектроцентралям придется пересмотреть тарифы на электроэнергию, поставляемую потребителям. Если сегодня 1 гигакалория тепла стоит около 140 лей, а 1 кВт-час — 0,44 лей, то в случае двукратного увеличения стоимости природного газа эти тарифы неминуемо возрастут минимум на 90% — таков простейший экономический расклад.
Кроме того, подорожание газа может в мгновенье ока разрушить миф об «успешной молдавской экономике». Скачок цен на газ, за которым обязательно последует подорожание электрической и тепловой энергии, может вывести инфляцию на двухзначный уровень. Дефицит торгового баланса страны получит еще один, дополнительный, фактор роста. Курс национальной валюты подвергнется сильнейшему давлению. Дополнительное бремя ляжет на плечи производителей и перевозчиков в результате повышения цен на энергоносители, что не может не сказаться отрицательно на объеме производства и предоставляемых услуг.
Поскольку сегодня нет ничего невозможного и неразрешимых вопросов практически нет, «Газпром» может дать «задний ход» — разумеется, на определенных условиях. В случае с Молдовой у «Газпрома», по всем показателям, нет конкретных экономических интересов. Но есть другой момент: проблема газа предстает как рычаг давления на Кишинев в приднестровском вопросе.
Тем не менее, первое, что должен сделать сегодня Кишинев — определить порядок и аргументы, с которыми идет на переговоры. Средства массовой информации сообщали о том, что Кишинев будет обсуждать с российской стороной постепенное повышение цен на газ в течение 4–5 лет. Вероятно, в этом и состояла цель визита молдавской делегации, которая обсуждала на прошлой неделе в Москве стоимость российского газа.
По сути, постепенное повышение цен смягчило бы шок для потребителей. Сегодня молдавская экономика просто не «потянет» более 110–120 USD за тысячу кубических метров газа, потому что она не располагает возможностями или, точнее сказать, необходимыми технологиями для того, чтобы выдержать тариф в 160 USD за тысячу кубометров.
Кроме того, поскольку из-за огромных производственных затрат и предельно изношенного оборудования большинства предприятий именно они, эти предприятия, являются основными потребителями природного газа и крупнейшими должниками компании «Moldova-Gaz», можно предположить, что в папках молдавских стратегов уже лежат разработанные проекты реформирования энергетической системы, на осуществление которых понадобятся 4–5 лет. Помимо прочего, Кишинев сможет за этот период модернизировать свои теплоэлектростанции и инфраструктуру передачи тепловой энергии, сократив или полностью исключить потери в сетях.
Наконец, постепенный рост цен легче переживут бытовые потребители, что позволит избежать возможные социальные взрывы. Не исключено, что правительство внесет уточнения в бюджет на следующий год в плане увеличения зарплаты, субсидий или пособий с целью смягчить, хотя бы психологически, восприятие роста цен со стороны населения.
В этой связи следует отметить, что до настоящего момента Молдова не располагает на своей территории измерительными приборами по учету расхода природного газа. Но они крайне необходимы для того, чтобы оплата производилась не только на основании данных, представленных Украиной. По сути, приведение тарифа на газ в соответствии с европейским уровнем имеет и свою положительную сторону: Россия потеряет любые возможности шантажировать Молдову в будущем.