Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
Банкиры в своих оценках оперируют разными цифрами, однако в их комментариях вокруг обменного курса нередко присутствуют два слова, свидетельствующие о совпадении взглядов.
Первое слово — «укрепление», и связано оно с леем, который, по мнению большинства банкиров, в 2006 году может умеренно «укрепиться» благодаря, в частности, рекордной доли кредитов в леях и иностранным инвестициям — прямым или спекулятивным. Несомненно, большое значение имеют и миллионные поступления в евро или долларах от молдаван, работающих за рубежом (в 2005 году валютные ремитенции составили примерно миллиард USD).
Второе слово, которое довольно часто произносят банкиры, говоря о валютном рынке — «волатильность», летучесть. Менее предсказуемые колебания валютного рынка будут присутствовать и в 2006 году, хотя резких движений не предвидится. Кстати, и прямые интервенции Национального банка на валютном и денежном рынке могут усилить его, рынка, непредсказуемость. С другой же стороны, коммерческие потоки (поступления от импортно-экспортных операций) начнут играть более важную роль в динамике обменного курса.
«Волатильность», о которой говорят все — это значит, что утверждать, как будет развиваться рынок, примерно то же самое, что «читать в хрустальном шаре», особенно у нас, где местный валютный рынок и в 2005 году не был особо предрекаемым. Соображения, связанные с валютным рынком, интересны для всех без исключения. Но вопрос, которым задается каждый, кто читает или слушает валютные прогнозы и думает о курсе обмена в валютных кассах, колебаниях зарплаты, оговоренной в валюте, или о сделках, которые ему предстоят заключить — этот вопрос сводится к одному: за сколько будем покупать доллар? За 13 лей? Или за 14? А евро сколько будет стоить?
На весь 2006 год средний курс может составить 13,5 лей за один доллар. Ряд факторов сформируют в ближайшие месяцы валютный рынок, и среди них помимо эволюции экономики в целом числятся прямые иностранные инвестиции, динамика торгового дефицита, увеличение цен на природный газ, приток капитала и — не в последнюю очередь — действия Нацбанка.
С начала года отмечалось ослабление молдавского лея по отношению к основным ориентировочным валютам и первопричиной, по нашему мнению, является рывок дуэта евро-доллар на международных рынках — учитывая, что местный валютный рынок сильно привязан к внешнему и зависит от него. С другой стороны, лей ослабел и в результате наслоения ряда сезонных и долгосрочных факторов.
По сути, если любопытства ради проследить за динамикой валютного рынка, то наверняка заметим, что в начале каждого года происходит такая корректировка курса (учитывая, что в начале года многие импортеры формируют большие резервы, покупая валюту, и, скорее всего, Национальный банк через коммерческие банки пытается вмешаться в обменный курс и тем самым влияет на инфляцию) — следовательно, это сезонный фактор. А долгосрочным фактором является драматичный рост дефицита торгового баланса. В 2005 году в Молдове отмечен рекордно высокий уровень дефицита за весь переходный период, и этот дефицит воздействует в большей или меньшей степени на молдавский лей.
Большое значение имеет и то, что происходит за границей — от экономического развития стран региона и решений американского и европейского центральных банков до мировых цен на нефть. Вероятнее всего, 2006 год пройдет под знаком ребалансировки факторов влияния на валютный курс на местном рынке. По нашему мнению, на одной чаше весов находится торговый дефицит, который наверняка сохранится и в 2006 году на высоком уровне и будет играть на понижение курса лея. Речь идет о рекордных показателях импорта в прошлом году и разрывом между ним и экспортом, разрывом, который и обусловил торговый дефицит на уровне более 40% от ВВП.
На второй чаше весов находятся банковские факторы, которые, по идее, будут пытаться укреплять лей. Инъекции капитала, частные внешние займы и прямые иностранные инвестиции (по прогнозам, последние приблизятся в 2006 году к 300 млн. USD) предположительно вырастут в этом году. Результат? Кумулятивный эффект выразится в консолидации лея в реальных терминах и даже в некотором номинальном его укреплении.
Можно ли ожидать резкого падения лея? Такой вариант представляется невозможным, учитывая валютные запасы центрального банка: ~600 миллионов USD на начало января 2006 года. Иными словами, Нацбанк располагает достаточными резервами для того, чтобы пресечь ярко выраженные тенденции падения лея и сохранить контроль над ценами.
Наверное, преждевременно пока говорить о возможных последствиях сильной девальвации лея (разумеется, если она произойдет) на экономику в целом, но в любом случае обесценение лея ставит в невыгодное положение тех, кто получает зарплату в молдавской валюте и хочет создать определенный запас или сбережения, приобретая иностранную валюту — разумеется, при обмене они теряют. В выигрыше окажутся те, кто получает зарплату в иностранной валюте или, в крайнем случае, в леевом эквиваленте валюты. Кроме того, обесценение лея выгодно для экспортеров и невыгодно для импортеров. С другой стороны, от падения лея страдает и государство, которое в конечном итоге приобретает энергоносители, в частности, природный газ.
Вероятно, Национальный банк и в 2006 году будет придерживаться управляемого валютного режима, прежде всего с целью обуздать инфляцию. Те, кто следит за ситуацией на международном валютном рынке, прогнозирует падение доллара в 2006 году, и главную причину «падения» следует искать в США с их огромным торговым дефицитом и дефицитом текущего счета. На мировом уровне на формирование курса будут влиять достижения американской и европейской экономики, цены на нефть, политика Центрально-европейского банка и Федерального казначейства США.
Важно понять макроэкономические последствия динамики международного валютного рынка для платежного баланса Молдовы. В условиях, когда большинство контрактов на экспорт составлены в долларах, а импортные цены (за исключением энергоресурсов) привязаны к евро (или зависят от нее), ситуация с торговым балансом представляется более чем плачевной. Не исключено, что в 2006 году нас ожидает «сверхрекорд» по разделу торгового дефицита.
Кроме того, обменный курс скажется на всех семьях, имеющих долги в валюте. В банковском мире используется термин накопительный и балансовый эффект. Все очень просто: когда курс лей/евро или лей/доллар снижается (лей укрепляется), приходится меньше платить при возвращении долга, значит, больше денег остается в собственном кармане, и наоборот. Следует отметить, что сильный лей нравится Нацбанку, так как помогает сокращать инфляцию, но не нравится экспортерам, а также, в конечном итоге, Правительству, потому что затрагивает конкурентоспособность экономики на внешней арене.
Банковский рынок во всем мире несет ответственность за установление обменного курса. История с молдавским леем становится все более хрупкой, если смотреть в перспективу. Одной из причин для беспокойства, по нашему мнению, является торговый дефицит. Несмотря на то, что торговый дефицит, по крайней мере в настоящий момент, финансируется без особых проблем, опыт восточно-европейских стран (Венгрия, Чехия или Польша), которые пережили аналогичную ситуацию, показывает, что рано или поздно разразится денежный кризис.