Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
С одной стороны, для экономики на этапе становления, каковой является экономика Республики Молдова, механизмы которой только сейчас определяются окончательно и «обкатываются», наличие крупных внешних дефицитов — явление вполне нормальное. В этих условиях минус между тем, что может экспортировать Молдова и что она потребляет за счет импорта, экономически выраженный в торговом дефиците, достиг в январе-феврале уровня в 171 миллион USD — в 1,7 раза больше, чем за первые два месяца 2005 года.
Однако неминуемое, как считают многие аналитики, расширение этой «дыры» быстрыми темпами в перспективе — не самое худшее из того, что может произойти с нами. Но сколь бы естественным и понятным ни был такой дефицит, превышение определенного аварийного предела может вылиться в кризис. Важно, в конечном итоге, не размер этого дефицита — долга, который мы должны заплатить за импортируемые товары и услуги, а тот факт, достаточно ли в экономике средств для того, чтобы закрыть эту дыру.
Практически, ключевая проблема состоит в здоровом финансировании дефицита текущего счета. Многие считают, что деньги, переводимые на родину молдавскими гражданами, работающими за рубежом, решают проблему. Однако существенные валютные переводы являются краткосрочными источниками финансирования, которые со временем начнут иссякать. С другой стороны, до тех пор, пока существуют достаточные источники финансирования внешнего долга, ситуация сравнительно подконтрольна. До настоящего момента, поскольку молдавская экономика дала иностранным инвесторам достаточный комфорт (несмотря на некоторые ограничения) и обеспечила получение дохода на помещенные здесь средства, финансирование имелось. Например, в прошлом году прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Молдову составили около 260 млн. USD и, таким образом, благодаря им дефицит текущего счета (порядка 285 млн. USD) финансировался на уровне 90%. На этот год власти прогнозируют ПИИ на уровне около 300 млн. USD.
Проблемы возникнут в том случае, если мы окажемся не в состоянии привлекать иностранные инвестиции. Иными словами, в условиях, когда, с одной стороны, крупная приватизация завершилась, а с другой — финансовый рынок начинает открываться для иностранцев, все более значительную роль начнут играть инвестиции в акции предприятий, котируемых на рынке капитала, в инвестиционных фондах, в государственных облигациях и т.д. (то есть так называемые портфельные инвестиции). С той разницей, что портфельные инвестиции значительно более летучие по сравнению с прямыми иностранными инвестициями — практически, речь идет о деньгах, которые пришли к нам в поисках крупной отдачи или, говоря языком экономистов, о спекулятивных капиталах. А это значит, что они будут находиться здесь до тех пор, пока им будет обеспечено то, что они ищут: высокая отдача, здоровая экономика, экономический рост, стабильность. Более опасна ситуация, когда дефицит сопровождается медленным экономическим ростом.
Если же молдавская экономика начнет спотыкаться — что не исключено — «летучие деньги», помещенные в портфельные инвестиции, уйдут. И это неминуемо оставит без источников финансирования бездонную яму потребления в долг. Вот тогда дефицит текущего счета станет действительно угрожающим. В чем угроза? Именно в уходе этих средств из страны, что влечет коренные изменения на валютном рынке и сильное обесценение молдавского лея с пагубными последствиями для экономики. И не менее пагубными для борьбы центробанка с инфляцией.
Однако сценарий общего кризиса из-за высокого уровня дефицита пока маловероятен. Опасный сценарий может возникнуть на фоне сильного укрепления национальной валюты — потому что сильный лей по отношению к доллару или евро бьет по экспорту, снижая его конкурентоспособность. В 2006 году «дыра» текущего счета прогнозируется на уровне 9% от ВВП, но ожидаются и инвестиции порядка в 350 млн. USD. Этот сценарий, несмотря на довольно существенный дефицит, также не является слишком опасным; и аргументом в этом случае служит тот факт, что растущий долг Молдовы — явление совершенно естественное, особенно если учесть, что с аналогичными проблемами сталкивались и многие другие страны региона, в том числе те, что недавно вошли в Евросоюз: Польша, Венгрия, Чехия. И это не «конец света», потому что значительная часть потребления исходит от компаний и превращается в инвестиции, которые, в свою очередь, способствуют (по крайней мере, теоретически) усилению конкурентоспособности молдавских фирм.
Частное индивидуальное потребление, проще говоря — потребление рядового человека играет менее значительную роль в формировании этих дефицитов. Потребительские блага составляют около 25% от импорта, и их доля оставалась практически константной за последние годы. Остальное составляет импорт капитала и сырья, которые в последующие годы будут способствовать повышению конкурентоспособности молдавских фирм.
Тем не менее, на долгосрочный период бесконтрольное углубление дефицитов, дисбаланса между экспортным потенциалом и потребностями в импортируемых товарах и услугах несет в себе определенный риск. Риск, на который и представители Международного валютного фонда неоднократно указывали молдавским властям. Опасения МВФ касаются, скорее, среднесрочного и долгосрочного периода. Потому что молдавская экономика — открытая экономика, и все, что происходит в мировой экономике, сказывается и на нас. Если в мировой экономике дела идут не самым лучшим образом — аппетит к инвестициям неминуемо пропадает. А одновременно с этим снижаются и возможности финансирования молдавского потребления при помощи иностранного капитала.