Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
Официальная статистика указывает на довольно активный сектор услуг. Как объясняется низкая еще доля этого сектора в картине экономического роста последнего периода? Большую добавленную стоимость способен создать целый ряд услуг, начиная от простой вулканизации и до банковских услуг, страхования и т.д. Однако у нас под «услугами» подразумевается посредничество или то, что в народе называют предприятиями-присосками — структуры, не производящие и не переводящие ценности из государственного сектора клиентам. Практически, у нас понятие «услуги» выхолощено. Как не вспомнить тут высказывания известного румынского экономиста, который говорил, что людям присущ талант опустошать форму от содержания с той же быстрой, с которой они опорожняют стакан с вином. Примерно тот же самое произошло с переходным периодом и приватизацией в Республике Молдова.
Что касается приватизации, все произошедшее в последние годы не назовешь иначе, как распродажа активов государства с лотка, потому что редко цели приватизации были достигнуты. Имею в виду более весомый поток иностранных инвестиций, повышение уровня жизни, создание новых рабочих мест и пр. У молдаван переход от социалистического централизованного народного хозяйства к рыночной экономике не более чем форма. Мы ее позаимствовали и опустошили, лишив содержания и развенчав капитализм. Мы считаем, что живем при капитализме, раз на улицах снуют иномарки, в киосках продаются сигареты иностранного производства, и мы покупаем пиво не в бутылке, а в пакете — все то, что, по сути, нам кажется капитализмом, когда его в действительности нет и в помине. А капиталистические структуры, которые означают свободный рынок и конкуренцию на базе определенных и незыблемых ценностей, — их мы не позаимствовали. Мы остались привязанными больше к частным интересам.
Среди препятствий, сдерживающих развитие бизнеса, на первое место находится, по всем показателям, нелояльная конкуренция и коррупция, за которыми впритык следуют судебная система и слабая еще налоговая система. Именно по этим причинам каждый четвертый новичок в сфере бизнеса не выдерживает на рынке. С другой стороны, считаем, что отсутствие пока еще большого объема иностранных инвестиций вызвано не чрезмерным налоговым давлением, так как налог на корпоративную прибыль в Молдове один из самых низких в регионе, а инфляционным и бюрократическим прессингом. В Молдове не ощущается дефицита законов, скорее наоборот, можно говорить о законотворческой инфляции, но явно недостает правильной интерпретации этих законов в системе правосудия страны.
Правительству следовало бы отказаться от практики предоставления хозяйствующим субъектам концессий и налоговых каникул, отсрочки или реструктурирования долгов, так как подобные шаги душат экономику, которая претендует на развитие на либеральных принципах. Считает, что ликвидация фирм-должников повысит уровень доверия и приведет к активизации инвестиционной деятельности. Повысится конкуренция в реальном секторе и, вместе с тем, улучшатся финансовые показатели жизнестойких фирм. На этом фоне банки смогут ограничить маржи риска и снизить процентные ставки. В свою очередь, хозяйствующие субъекты получат доступ к более дешевым кредитам, столь необходимым для инвестиций в производственный процесс.
Социальная система в нашей стране поглощает денег, много денег, которые в значительной части уходят на ветер. Эффекты от экономического роста ушли больше на социальные зарплаты вместо элементов социальной политики. Правительство инициировало или возродило десятки социальных мер. Несмотря на то, что деньги выделяются огромные, результаты заставляют себя ждать. Потому что работать у нас не очень научились, соответственно, производится мало — экономический потенциал обесценивается, а государственная казна скудеет. Значит, бюджет не сможет обеспечить кровные требования экономики и выполнение международных обязательств, которые мы на себя взяли и которые означают, плюс ко всему, еще и много денег.
В конечном итоге можно констатировать, что у нас работает не контракт как экономический инструмент, а связи, которые чаще всего выливаются в политическое лакейство. Такой тип отношений не выдерживает на свободном рынке, следовательно, те, что разбогатели за счет таких отношений, заинтересованы в затягивании реформ. Справедливости ради надо отметить, что в последние годы экономические реформы в Молдове ускорились, но трудно сказать, что в хорошую сторону изменилось достаточно моментов, в том числе деловая среда. Есть серьезные проблемы с применением законодательства, огромные пробелы в сельском хозяйстве, бюджетном планировании и т.д. Мы не претендуем стать адвокатом тех, кто выступает с жесткой критикой в адрес властей, но, тем не менее, надеемся, что заявления правительства не останутся голословными и стерильными, а наполнятся и конкретным содержанием.