Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингЭкономикаКомментарии

Лей — «священная колонна» экономики

|версия для печати||
Юрие Готишан / 1 декабря 2006
ADEPT logo
29 ноября исполнилось 13 лет с момента введения Национальным банком Республики Молдова в свободное обращение собственной валюты — молдавского лея. Это небольшой отрезок времени, но, тем не менее, достаточный для того, чтобы убедить в том, что, вопреки всем трудностям, через которые пришлось пройти, центробанку удалось избежать системного кризиса и с честью справиться с ролью стража, который обеспечивает стабильность «священной колонны» экономики — сильный лей. Далек от мысли комментировать развитие валютного рынка и молдавской банковской системы в целом, как, кстати, делал это неоднократно в предыдущих аналитических статьях — не это интересует нашего читателя и рядового обывателя. Остановлюсь лишь на некоторых тенденциях, связанных с молдавским леем и валютным рынком, а именно на обменном курсе — тема интересная для всех нас.

Любой, кто читает или слушает валютные прогнозы, думая о выставленном в обменных кассах курсе, о вариациях зарплаты, оговоренной в валюте, или о сделках, которые следует заключить, задается естественным и совершенно четким вопросом: сколько будет стоить лей или за сколько придется покупать доллар? За 13 лей? За 14? А евро сколько будет стоить? За последние два месяца молдавский лей незначительно укрепился по отношению к доллару, но неуклонно сдавал позиции перед евро. Укрепление лея по отношению к доллару, вероятно, вызвано увеличением валютных поступлений от молдавских граждан, работающих за рубежом. Кроме того, в результате укрепления в выигрыше оказывается Правительство, которое покупает энергоносители, например, природный газ.

Вместе с тем, динамика на внутреннем валютном рынке, которая в последнее время характеризуется ростом цен (а заодно и уровня инфляции, достигшего за десять месяцев с.г. 10,9%), указывает на сохранение определенных валютных рисков. Не исключено, что укрепление лея по отношению к доллару может быть и результатом политики нацбанка, направленной на строгий контроль денежной базы (M0), т.е. находящейся в обращении наличности, а также сумм, которые хранят банки на счету в центробанке. Другой фактор, приведший к ослаблению доллара, объясняется сильным падением доллара по отношению к евро на международных рынках. Не говоря уже о том, что, вполне возможно, укрепление национальной валюты является искусственным, так как фундамент экономического роста отсутствует.

Наконец, имеется и объяснение увеличения процентных ставок со стороны коммерческих банков в сложившихся обстоятельствах номинального укрепления лея по отношению к доллару. Банки вряд ли горят желанием направлять вклады в инвалюте, поэтому им придется пойти на сокращение объемов кредитования реального сектора экономики, что неминуемо влечет более высокие процентные ставки. Но если ставки доходности сохранятся на сравнительно высоком уровне, валютный рынок может оказаться заложником краткосрочных поступлений капитала, что чревато более значительным укреплением лея, а это значит сокращение доходов от экспорта и дальнейший рост торгового дефицита.

Что касается единой европейской валюты, наши прогнозы — 17,5 лей за один евро к концу года — оправдались. Не исключено, что ослабление лея по отношению к евро обусловлено интервенциями нацбанка на валютном рынке, проще говоря, центробанк вызвал падение лея с целью поддержать экспорт. Потому что ни для кого не секрет, что ослабление национальной валюты на руку экспортерам. Лишнее тому свидетельство — увеличение более чем на 9% объема экспорта в страны Евросоюза в третьем квартале. Однако не исключено, что ослабление лея произошло на фоне высокого спроса на валюту (евро) со стороны импортеров. Следовало ожидать, что к концу года мы станем свидетелями ослабления лея по отношению к евро. Выше было высказано предположение, что нацбанк форсировал ослабление национальной валюты, особенно если иметь в виду, что большинство иностранных инвесторов (в частности, западные) репатриируют доходы в конце года, следовательно, для покупки евро они потратят больше леев, что, по сути, неплохо.

Разумеется, валютный рынок, как и остальные рынки, руководствуется стандартными экономическими правилами; соответственно, и обменный курс формируется в зависимости от соотношения спроса и предложения на этом рынке. Известно, что валютные рынки находятся под влиянием еще двух важных факторов: торговых дефицитов, которые нуждаются в финансировании, и потоков капитала, инвестируемых в экономику. Они, в свою очередь, определяют спрос и предложение на ту или иную валюту, иными словами, ее стоимость по отношению к другим валютам. Каким же образом может сказаться обменный курс на экономических реалиях в Республике Молдова, если смотреть сквозь призму этих двух факторов?

Перманентность отрицательного торгового баланса (1,1 млрд. USD за первые девять месяцев года) — еще один вероятный фактор давления на курс лей/евро. Но растущие денежные переводы из-за рубежа, которые местная пресса расценивает как значительные и способные покрыть размер торгового дефицита, представляют собой не что иное, как случайный источник финансирования. В свою очередь, прямые иностранные инвестиции легко реверсивны, не говоря уже о типичной нестабильности «горячих денег» (анг. hot money), т.е. спекулятивных потоков на валютном рынке. С учетом всего этого, мнимое финансирование торгового дефицита за счет отечественных потоков представляется менее надежным на первый взгляд.

Потенциальные прогнозы…

Считаем, что НБМ и впредь будет придерживаться управляемого валютного режима, в частности для того, чтобы удержать в узде инфляцию, так как в настоящий момент стабильность цен является для НБМ приоритетом номер один.

Международные эксперты предрекают дальнейшее падение доллара по отношению к евро, и главную причину этому следует искать в США.

Несмотря на то, что доллар сдает позиции на всех международных и национальных рынках, отношение лей/доллар остается стабильным, а нередко и с незначительным реальным ослаблением лея.

На мировом уровне обменный курс будет формироваться в зависимости от достижений американской и европейской экономик, стоимости нефти, политики ЦЕБ и от федерального резерва США.

События на международном валютном рынке несомненно будут влиять на платежный баланс Молдовы. В условиях, когда большинство экспортных контрактов оговорены в долларах, а импортные цены (за исключением энергоносителей) установлены в евро (или зависят от единой валюты), складывается все более неблагоприятная ситуация для торгового баланса. Можно не сомневаться, что и в 2006 году нас ждут новые «сверхрекорды» по разделу торгового дефицита.

Укрепление лея по отношению к доллару поставит в выгодное положение тех, кто получает зарплату в национальной валюте или копит деньги, приобретая инвалюту (и наоборот, они оказываются в проигрыше, когда речь идет об евро); естественно, они выигрывают при обмене доллара, но теряют в случае единой европейской валюты. В невыгодном положении оказываются работники, которые получают зарплату в американских долларах (или зарплата которых устанавливается в долларах); разумеется, они теряют при обмене в леях.

По нашему мнению, молдавский лей подвергнется ощутимому давлению в начале следующего года, и мы можем стать свидетелями его падения на фоне растущих локальных цен, скромного продвижения экспорта, а также отрицательного воздействия ряда финансовых рынков региона. Трудно сказать, как себя поведет национальная валюта в начале 2007 года. Тем не менее, по нашим прогнозам, ориентировочный курс составит 13,1–13,4 лей/доллар и 17,2–17,6 лей/евро.

Гагаузия: регион развития ВВП растет, но рядовой гражданин этого не ощущает?!