Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
Несколько дней назад Кабинет министров сообщил со ссылкой на предварительные макроэкономические прогнозы на следующие три года, что в 2008–2010 гг. номинальная среднемесячная зарплата по национальной экономике возрастет в 1,6 раза и достигнет 3250 лей в 2010 году. Разумеется, это намерение Правительства можно только приветствовать, но неизвестно, насколько реальными окажутся эти цифры, если не удастся преодолеть огромное несоответствие в производительности. С другой стороны, как быть с обещанием Правительства довести к 2009 году среднюю зарплату по стране до 300 USD (или порядка 4000 лей по сегодняшнему обменному курсу)?
Официальная статистика показывает, что в 2006 году среднемесячная зарплата по национальной экономике составляла около 1700 лей (немногим более 130 USD). В бюджетной сфере средняя зарплата незначительно перевалила за 1400 лей, а в реальном секторе экономики приблизилась к 1900 лей. Если прибегнуть к сравнению, можно заметить, что, несмотря на внутренние и внешние экономические потрясения, средняя зарплата в 2006 году выросла более чем на 28% по сравнению с 2005 годом. Рост зарплаты относится к экономически эффективным секторам, находящимся на подъеме (финансы, торговля, строительство и пр.) и объясняется административным повышением зарплат, выплачиваемых из бюджета, в частности, работникам органов публичного управления. Тем не менее, следует провести четкую грань между номинальной и реальной зарплатой. Реальная зарплата, которую граждане ощутили в своих карманах, выросла лишь на 13%, так как ее значительно «съела» инфляция, которая в 2006 году достигла рекордно высокого за последние три года уровня (14,1%). Иными словами, можно говорить о том, что покупательская способность населения в 2006 году была ниже, чем в 2005-ом.
С точки зрения реальной конвергенции, реальная зарплата выросла в последние годы (к сожалению, более высокими темпами, чем производительность), а структура промышленной продукции начинает меняться под давлением хорошо известных конъюнктурных факторов в сторону снижения доли секторов, интенсивных с точки зрения использования дешевой рабочей силы. Что касается производительности, примечательно, что в среднем молдаванин работает за 0,8 евро в час, тогда как в странах, давно являющихся членами ЕС, никто не соглашается работать менее, чем за 25 евро в час, а в центральной и восточной Европе человек зарабатывает в среднем в час 7 евро. Дешевая рабочая сила теоретически должна сделать нас более привлекательными для европейских компаний. Это стратагема, в которую еще верят представители официального Кишинева и которую активно продвигают в диалоге с зарубежьем.
Но действительность иная, и отсутствие аппетита к Молдове со стороны прямых иностранных инвестиций (ПИИ) наглядное тому свидетельство (к примеру, величина ПИИ, размещенных в Молдове в 2006 году, немногим превышала 200 млн. долларов США). Наши рабочие руки дешевые, и опыт последнего времени указывает на их медленное подорожание. Правда, темпы роста зарплат низкие. Помимо всего прочего, они связаны не с производительностью труда, а, скорее, с избирательными циклами. Молдаване по-прежнему работают почти даром, и практически никакой отдачи нет. Ко всем этим проблемам следует добавить и уровень подготовки кадров в Молдове, а также степень технологизации производственных процессов. Не надо забывать, что многие отрасли экономики работают на допотопном уровне, на изношенном и устаревшем оборудовании, которому давно место на свалке. Поэтому процент физического труда значительно выше по сравнению с другими странами, где технологии несравненно более передовые.
Зарплата представляет собой один из факторов, которым никак нельзя пренебрегать. Есть много предприятий, в частности, в сельском хозяйстве, которые платят минимальную зарплату по экономике, что не стимулирует производительность труда Средняя зарплата в агросекторе в 2006 году составила немногим более 50% от средних показателей по стране и едва дотянула до 914 лей (около 70 USD). Кроме того, по официальным данным, количество работников в этой отрасли неуклонно снижается: за 9 месяцев прошлого года численность персонала, задействованного в сельском хозяйстве, сократилась примерно на 4%. В этом секторе начался сильный отток кадров, которые уходят работать в других отраслях либо пытаются эмигрировать.
Аналогичная ситуация наблюдается в системе просвещения, в частности начального уровня, в гимназиях и лицеях. В 2006 году зарплата в системе образования составила около 1100 лей (84 USD). С другой стороны, в рамках бюджетной системы зарплата в определенных отраслях значительно превышает заработки в других секторах экономики. В частности, средняя зарплата в сфере публичной администрации практически в два раза выше зарплаты учителя средней общеобразовательной школы или врача. Последствия такого положения дел становятся все более явными и проявляются в деградации системы просвещения, нехватке учителей и их эмиграции[1]. Такая ситуация свидетельствует о непоследовательности в финансовой политике, особенно если учесть, что Кабинет взял на себя определенные обязанности, которые должен выполнить перед законом и гражданами.
С другой стороны, в стране налицо неравные условия и обстоятельства и крайне большой разрыв в зарплате по категориям граждан. При использовании показателя «средняя зарплата» следует учесть, что его релевантность снижена из-за регионально-экономической поляризации. Например, в 2006 году средняя зарплата в муниципии Кишинэу (около 2220 лей) на 30,5% превышала среднюю зарплату по стране, а в Бэлць — примерно на 10%. Зонами совершенно неблагоприятными с точки зрения заработной платы (а значит, в целом экономически ущемленные) являются районы Кантемир, Теленешть, Шолдэнешть, Штефан-Водэ и Чимишлия, где средняя зарплата составляла 60% от среднереспубликанской. Маленькие зарплаты на местах объясняются низким уровне расходов на развитие, а также хроническим дефицитом внутренних и внешних инвестиций, львиная доля которых — около 70% — достается Кишиневу.
Средняя зарплата в Румынии, по данным Национального института статистики, в 2006 году составила около 900 румынских лей или более 350 USD. На Украине этот показатель в бюджетном секторе достиг 1300 украинских гривен, что равно примерно 260 USD. Разрыв бросается в глаза еще больше, если сравнить с зарплатой в Прибалтике. К примеру, в 2006 году средняя зарплата в Странах Балтии перевалила за 650 USD, что пятикратно превышает показатели в Республике Молдова. Следовательно, и покупательская способность эстонца, литовца или латыша значительно выше молдаванина. Приведу самый простой пример: в Молдове на среднюю зарплату можно купить около 32 кг свинины (4–5 USD/кг), тогда как в Эстонии на среднюю зарплату, которая составляет 800 USD, можно купить 160 кг свинины — при том, что цены в основном одинаковые.
В будущем на рынке зарплат тон будет задавать частный сектор. Вполне вероятно, что мы станем свидетелями значительного повышения заработной платы — возможно, даже сверх официальных прогнозов. Это может произойти благодаря соседству РМ с ЕС: больше иностранных инвестиций, которые, в свою очередь, создают новые рабочие места. Важно, чтобы повышение заработной платы было соразмерным росту производительности в экономике. В противном случае оно обернется внешним дефицитом или взрывом инфляции.