Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингЭкономикаКомментарии

Молдова 2008: новые — старые вызовы для экономики

|версия для печати||
Галина Шеларь / 31 января 2008
ADEPT logo

Новый 2008 год, по традиции, начался с подведения итогов года прошедшего. Отметим, что в 2007 г. завершился и первый цикл реализации «новой экономической политики» (Стратегия экономического роста и борьбы с бедностью на 2004–2006 г.г. и План действий Молдова-ЕС на 2005–2007 г.г.), и подготовлена и утверждена Национальная стратегия развития на 2008–2011г.г.

По-крупному работу Правительства и Нацбанка и в 2007 г., можно назвать успешной с учетом того, что и на фоне внешних шоков и катастрофической засухи, удалось удержать стабильность на макроэкономическом уровне.

Официальное подведение итогов еще впереди. Однако, по мнению премьер-министра «практически все пункты, предусмотренные в Плане действий РМ-ЕС в общем были выполнены, и в целом страна с домашним заданием справилась хорошо». Так как по содержанию экономический компонент — важнейшая составная часть Плана действий ЕС-Молдова — совпадает со СЭРСУБ, то и здесь, по-видимому, в основном все в порядке.

При этом очевидно, что ожидания Правительства, и не только, реализовались не полностью. Об этом свидетельствуют и рейтинги ведущих международных финансовых институтов, да и дискуссии в процессе обсуждения проекта тогда еще Национального плана развития (2008–2011) — первого опыта совместной работы власти, бизнеса и гражданского общества.

Общее впечатление — НПР составлен «по-европейски», и хотя во многих постановках повторяет цели и ориентиры СЭРСУБ и Плана действий Молдова-ЕС, видение их реализации претерпело значительные изменения: от отраслевого подхода к проблемному. Конкретизирована и форма: все приоритетные направления развития нацелены на гармонизацию важнейших национальных политик с европейскими.

Ключевой же посыл — изменение парадигмы и качества экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики — по существу, остался прежним. Устойчивыми оказались и факторы риска: внешняя уязвимость, энергозависимость, узость экспортной базы, разделенность страны, бедность и новое социальное неравенство. Невольно возникают сомнения: как же выполнено домашнее задание? Получила ли страна еще одну декларацию о намерениях или же рабочий документ, претворить в жизнь который, при всей архи-сложности, крайне необходимо?

Советы непостороннего

1. По совокупности всех обстоятельств главной заботой для власти, бизнеса и населения и в 2008 г. останется качество государственного управления. Возможности консолидации роста экономики преимущественно путем совершенствования законодательства практически исчерпаны: уже ясно, что недостаточно иметь хорошее законодательство, важно, чтобы его нормы осуществлялись на практике, а это требует эффективного госаппарата, справедливого суда, достойной правоохранительной и непротиворечивой правовой системы. Ни один закон не будет приносить те результаты, которых от него ждут, если органы государственной власти не обеспечат его исполнение, а суд не защитит гражданина или предпринимателя при нарушении его прав.

2. Инфляция и инвестиции. Одна из наиболее трудных задач — в условиях роста доходов населения — удержать рост цен в заявленных рамках. Это тем более сложно, что инфляция начала разгоняться.

Отметим, что бюджет, согласно среднесрочному прогнозу, сохранит социальную направленность. Заработная плата работников бюджетной сферы Молдовы к концу 2009 г. увеличится в три раза. Доходы населения растут гораздо быстрее ВВП и производительности труда.

Мировые цены на продовольствие и нефть будут расти и дальше (доклад Всемирного экономического форума). Нельзя не учитывать и тот факт, что у нас индекс цен производителей выше индекса потребительских цен (в 2007 г. — рост, соответственно, на 28% и 13%). Стало быть, существует и «резерв» для дальнейшего роста цен.

Возможности влияния на развитие инфляционных процессов ограничиваются эффективностью политических инструментов: доходы бюджета значительно ниже реальных потребностей для развития, а у Нацбанка на фоне слабости финансовых рынков практически отсутствуют механизмы денежной трансмиссии (Заключительная записка о результатах миссии МВФ в Молдове, 21.12.2007).

К миллиарду долларов, в виде переводов трудовых мигрантов, экономика, не без помощи Нацбанка, уже адаптировалась. Почти «решен» и вопрос их трансформации в инвестиции: осталось лишь разработать критерии, согласно которым поступившая сумма будет признана (статистически зарегистрирована) как инвестиция. Ответа на вопрос о направлении инвестиций такого рода (в том числе и с точки зрения статистики) пока нет. Но есть проект закона о валютном регулировании, предусматривающий возможность защитных мер (запрещение или ограничение снятия платежей и переводов в иностранной валюте на территории РМ, введение обязательности резервирования иностранной валюты на беспроцентных счетах, и др.), если движение капитала в/из Республики Молдова вызывает или угрожает вызвать серьёзные затруднения для достижения целей денежной и /или валютной политики. При этом, эти защитные меры могут быть применены, как ко всем, так и к некоторым категориям резидентов/нерезидентов. Сомнительно, что Молдова будет «защищаться» от прямых иностранных инвестиций или инвестиционных кредитов. Напрашивается вывод: нарабатывается механизм административного перенаправления денежных переводов с потребления на инвестиции.

Необходимо помнить, и о «естественном» инвестиционном «давлении» на инфляцию. По предварительным оценкам, 2007 г. стал рекордным по объемам инвестиционных вложений (только за 9 месяцев, по сравнению с тем же периодом 2006 г., приток прямых иностранных увеличился вдвое). «Созрела» ли страна для ожидаемого инвестиционного бума?

Молдова относится к группе стран «превысивших» инвестиционный потенциал, то есть при сложившейся структуре экономики возникают проблемы с абсорбцией инвестиций. (Доклад о мировых инвестициях 2007). Видимо и поэтому НБМ с трудом справляется с притоком валюты в экономику. С учетом того, что крупные проекты рассчитаны не на один год, инфляционное давление инвестиций продлиться еще лет пять. Опасность же в том, что лишь со временем выяснится, насколько эффективны эти инвестиции и станут ли они фактором роста не только в текущем периоде (когда и пока они осуществляются), но и в перспективе. Возможен и конфликт интересов: «сиюминутная» поддержка текущего роста или диверсификация экономики и экспорта.

3. Создание деловой среды, соответствующей нуждам общества — выполнить эту задачу одному Правительству не по силам, а значит, общество вправе обратиться к социальной ответственности бизнеса. Реализация НПР предполагает привлечение, прежде всего, частных ресурсов, а размеры участия частного бизнеса станут своеобразны индикатором доверия к проводимым реформам.

Пока же, бизнес по-прежнему «жмется к власти» — более 80% экономических агентов зарегистрировано в Кишиневе, в «остальной» Молдове сохраняется состояние депрессии, что не способствует, более того, тормозит любые попытки модернизации экономики, включая инициативы Президента, по либерализации, дерегулированию и демонополизации.

Накопившему опыт самостоятельного (для себя!) житейского обустройства молдавскому бизнесу пора задуматься и о нравственной культуре. Лишь к концу 2006 года к Global Compact (Global Compact (Глобальный договор) — всемирная акция ООН, цель которой состоит в соединении процессов экономического роста и человеческого развития) присоединились первые 6 молдавских компаний, сегодня — их 23, в основном с участием иностранного капитала. Напомним, что предложение от ПРООН-Молдова поступило еще в ноябре 2004 г. В то же время пожелания правительству, не всегда бескорыстные и социально направленные, подробно изложены уже в двух Белых книгах иностранных же инвесторов.

Похоже, скорого появления бизнеса «с человеческим лицом» ждать не приходится.

4. Европеизация Молдовы. Прошедший год завершился несомненными успехами на европейском направлении: Соглашение между РМ и ЕС об упрощении визового режима и реадмиссии, Единый визовый центр ЕС, решение о предоставлении автономных преференций в торговле с ЕС. Остается открытым вопрос, в какой мере мы сможем этой асимметричностью воспользоваться. Необходимо осознать, что возможность доступа на рынки (товаров, труда, капитала) — это необходимое, но не достаточное условие присутствия на них.

Понятно, что только совместная работа всего общества поможет избежать ошибок прошлого, что впереди период постоянной, кропотливой работы, а не «авральной кампании». Шансы реализации реформаторского сценария зависят от наличия политической воли, преемственности и согласованности действий законодательной и исполнительной власти, доверия к ним со стороны бизнес-сообщества и населения.

К сожалению, 2008 год у нас опять предвыборный, а значит не избежать PR-экономики и множества обещаний. Однако хочется верить, что инерция роста уже «созрела», что в экономической политике возобладает осмысленный прагматизм, а нас всех ожидает год активных действий, объединенных в пяти «корзинах» Национальной стратегии развития.

Социально-экономический анализ приднестровского региона Рынок недвижимости: реальность и уловки