Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
Можно с уверенностью утверждать, что в 2009 году экономический кризис имел для Республики Молдова в той или иной степени разрушительные последствия. В общих чертах, мы не можем говорить о какой-то особой специфике молдавского кризиса. Фактически, страна переживает кризис, свойственный экономике, почти полностью зависящей от внешних факторов, поскольку экономический рост в последнее время был во многом обусловлен денежным поступлениям от молдавских мигрантов, работающих за пределами страны. Таким образом, молдавская экономика основывается преимущественно на потреблении. Конечно, политические события, в частности на протяжении двух избирательных кампаний по парламентским выборам, в той или иной степени также сказались на темпе экономических процессов в Молдове, однако, полагаю, они не затронули экономику настолько, насколько ударил по ней мировой кризис. Вместе с тем отказ прежнего правительства от официального признания спада и принятия конкретных мер по устранению, хотя бы частичному, целого ряда проблем, сделал нас «заложниками» масштабного кризиса. Так, за девять месяцев прошлого года ВВП Республики Молдова снизился на 7,7%, а в целом по итогам года спад экономики может достичь и 8–9%.
Между тем, если смотреть с точки зрения динамики и развития, Республика Молдова по большей части испытывает продолжительный экономический кризис. Хотя производственный сектор переживал и подъемы, и спады, он не смог поддерживать экономику страны на плаву. Секторы, затронутые кризисом, не способны оказать значительное влияние на молдавскую экономику, потому что, как уже отмечалось ранее, экономика Республики Молдова во многом основана на деньгах молдавских граждан, работающих за рубежом, то есть у нас была и по-прежнему остается потребительская экономика. Возьмем, к примеру, сельское хозяйство. Ситуация в этом секторе не слишком отличается от той, что была до кризиса. Страна осталась все с тем же экстенсивным сельским хозяйством, отсталым и не особо оснащенным техникой. У нас нет промышленности в должном понимании этого слова, такой промышленности, как в странах региона, Румынии или Украине, перебои в деятельности которой создали бы крупные проблемы для экономики. У нас нет наконец, если хотите, достаточно развитого рынка капитала, схожего с западным или хотя бы сопоставимого с рынком капитала Румынии, отрицательные перемены на котором существенно бы повредили финансово-банковской системе.
С другой стороны, не может быть иначе, когда структура экономики именно так и была задумана. В конце концов такова реальность. Например, в сельскохозяйственном секторе занято около 35% экономически активной рабочей силы, тогда как доля сельского хозяйства в формировании ВВП колеблется от 18 до 20 процентов. Кроме того, рентабельность в сельском хозяйстве зависит больше от климатических условий, нежели от политики государства в данном секторе. Вместе с тем в наибольшей степени кризис затронул сектор строительства, который познал настоящий период процветания в последнее время, однако его финансирование было не долгосрочным и программным, а отдельным и разобщенным. И этот сектор зависел от международного рынка труда, то есть денег молдавских граждан, уехавших работать за пределы страны. Другим сектором, получившим довольно серьезный удар от экономического кризиса, стал сектор транспорта, переживший более чем 50-процентный спад, обусловленный обвалом как экспорта, так и импорта. В стране есть несколько сотен компаний, которые осуществляют экспортно-импортные операции, нормальная работа которых пострадала из-за ограниченного спроса и предложения как на внутреннем, так и на внешнем уровнях. Все это вместе взятое вылилось в рост безработицы, поскольку значительная часть предприятий и фирм уволила свой персонал. Официальные данные свидетельствуют, что в 2009 году безработица может превысить 7% (www.statistica.md).
Таким образом, в итоге 2009 экономический год имеет туманные перспективы для целого ряда секторов деятельности, в первую очередь это касается опасений относительно финансового и экономического кризиса. Этот год можно охарактеризовать, как год контрастов, политических шоков, год начала кризиса для Республики Молдова. Предварительные данные за 2009 год указывают, что бюджетный дефицит составляет уже около 9% от ВВП, ожидается экономический спад на уровне 8–9%, а доходы составят 14 миллиардов леев, что примерно на 4,5 миллиарда меньше, чем прогнозировалось первоначально. На 2010 год запланирован бюджетный дефицит на уровне 6,4% от ВВП, значительно сокращены расходы. И все-таки некоторые экономисты прогнозируют дефицит на уровне 7% на фоне налогового кризиса, что на самом деле является серьезной проблемой для правительства. Налоговой кризис требует болезненных изменений, в первую очередь там, где потенциал экономического роста совсем невысок.
И все же утверждение нового правительства, на которое население возлагает надежды и которое приняло достаточно революционные меры, похоже, улучшит ситуацию, хотя следует признать, что эти эффекты не будут мгновенными. Программа правительства «Стабилизация и экономическое восстановление на 2009–2011 годы» ориентирована в первую очередь на восстановление реального сектора экономики, оптимизацию публичных финансов и уделяет большое значение социальным аспектам. Фактически, это три серьезных вызова, которым придется противостоять правительству. Как известно, уже был предпринят целый ряд действий, призванных поддержать экономических агентов в трудные времена. Были уже аннулированы некоторые ограничения на экспорт, действовавшие для местных производителей, отменены некоторые формальности в области регистрации предприятий, получения лицензий на деятельность и др. Все эти меры могут стать глотком свежего воздуха для компаний, который поможет им легче оправиться от последствий экономического кризиса.
Вместе с тем сохраняется проблема качества, производительности и соответствия стандартам молдавских товаров. Пока еще низкое качество определенных групп молдавских товаров не позволяет обеспечить широкого переориентирования экспорта на западные рынки. Вероятно, местные менеджеры слишком мало инвестируют в сегмент маркетинга и продвижения товаров, хотя эта сфера является очень важной. Например, в Румынии абсолютное большинство компаний выделяет на продвижение товаров от 5 до 10 процентов доходов от продаж, тогда как у нас, согласно некоторым опросам, на те же меры направляется максимум 1–3 процента доходов от продаж. Несовместимость стандартов качества, сертификации, стандартизации с нормами стран Европейского союза создает барьеры, которые в той или иной степени затрудняют проникновение молдавских товаров на Запад.
Склоняюсь к предложению, что если молдавские предприятия и впредь не озаботятся вопросами роста производительности и качества (задача, которая напрямую ложится на менеджеров предприятий и в меньшей степени на государственные структуры), они наверняка столкнутся с серьезными проблемами. Рост производительности и качества должен стать одним из стратегических приоритетов Республики Молдова на ближайшие годы, потому что когда будут вестись переговоры с Западом о предоставлении более льготной торговой системы, чем существует в настоящее время, официальный Кишинэу должен будет привести конкретные примеры.
Проект бюджета на 2010 год очень ужат, а именно сокращены расходы одновременно с увеличением некоторых категорий доходов. Окончательная цель подобной меры — сократить бюджетный дефицит. Ужатый бюджет означает также и значительный бюджетный дефицит, учитывая твердое обязательство, приятное в рамках отношений с Международным валютным фондом. Фактически, экономический кризис и близорукость тех, кто заведовал публичным бюджетом в последние годы, завели нас в тупик, поскольку в период экономического роста рьяно продвигались инвестиции в сектор недвижимости, а товарное производство практически прекратилось. Вероятно, на уровне правительства уже назрела политическая воля о возврате публичных финансов в нормальное русло.
В том что касается налоговой политики, вы видите, что в кризисной ситуации власти пытаются использовать любую возможность увеличения налоговых доходов, что способствует и росту доходов бюджета. Уже долгое время в Республике Молдова говорят о тяжелом налоговом «бремени» (соотношении ежегодных доходов в бюджет и валового внутреннего продукта). В действительности же Республика Молдова — страна с одной из самых мягких налоговых систем в Европе. Например, в среднем ежегодные налоговые доходы бюджета 27 государств Европейского союза превышают 43% от ВВП, тогда как в Молдове соответствующий показатель едва достигает 30%. При расчете этой цифры учитываются все обязательные налоги и социальные взносы.
Следовательно, этим объясняется необходимость повышения сборов и акцизов, тем более, что эти увеличения коснутся некоторых товаров класса «люкс» и продукции, спрос на которую эластичен, — сигарет, алкогольные напитки др., другими словами, население не будет страдать от подобного повышения акцизов. Взимание более высоких сборов и акцизов не обязательно повлечет за собой отрицательные последствия (это в действительности будет побуждать компании не растрачивать впустую ресурсы, действовать с большим коэффициентом полезного действия и наращивать производительность), по крайней мере в долгосрочной перспективе. Естественно, подорожание горючего выльется и в повышение цен на некоторые товары и услуги, доля топлива в которых достаточно значительна, тем более, что стоимость горючего отражается во многих потребительских ценах. И все же подорожание таких товаров и услуг не следует рассматривать как серьезную угрозу в целом. Для государственного бюджета повышение цен на горючее — не обязательно плохая новость, ведь рост цены может повлечь за собой и увеличение поступлений с акцизов и увеличение бюджетных доходов, благодаря чему власти смогут противостоять тем или иным социальным вызовам.
Программа (экономическая программа) правления содержит ряд мер социальной защиты, адресованных действительно бедным категориям населения страны, среди них, например, — повышение различных социальных пособий для детей, стариков и др. Или поддержка трудоустройства безработных и трудовых мигрантов, возвращающихся в страну, соответствующий приоритет объявлен впервые. Все это будет зависеть, однако, от стабилизации и оптимизации публичных финансов, одного из базовых приоритетов нынешней программы. Многое будет зависеть от того, как будет внедрять эту программу правительство, от ее возможностей, от последовательности и разумности ее действий, от внедрения всего предложенного на практике и, не в последнюю очередь, от того, как правительство объяснит населению нужды этой программы, тем более, что социальная часть имеет в ней достаточно существенную долю.
Власти должны подумать о тех, кто лишиться места работы, а таких будет много. Конечно, нельзя проводить увольнения вслепую, тем более, когда в частной экономике не создаются рабочие места. Однако было бы нормальным, например, прибегнуть к сокращению рабочего времени, как к формуле социальной солидарности, если хотите. В настоящее время такая мера применяется в разных европейских странах. Говорю это по той простой причине, что следует понять: 6–8-процентного роста экономики, наблюдавшегося в прошлые годы, уже не будет, потому что международная среда изменилась, стала труднее. Наверняка граждане не согласятся с такими заключениями, поэтому властям следует сосредоточиться на посланиях о своей экономической политике.
Все же думаю, что если в 2010–2011 годы мы вернемся к экономическому росту, будет проще. Значительным преимуществом может стать широкое поглощение зарубежных фондов. Возобновление переговоров с Международным валютным фондом, равно как и с другими партнерами по развитию является важным преимуществом, обретенным Республикой Молдова в 2009 году. Сообщество доноров (я имею в виду Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский союз, Корпорацию «Вызовы тысячелетия» и др.) уже выразила явную открытость к сотрудничеству и кредитованию, а это может компенсировать необходимую гармонизацию бюджетных расходов на 2010 год, а также старт ряда социальных и инфраструктурных проектов, которые, возможно, и зададут тон экономическому восстановлению.
Рискну предположить, что в четвертом квартале 2009 года было достигнуто дно кризиса и, может так оказаться, что это будет последний квартал экономического спада, после чего с 2010 года, в самом худшем случае во втором квартале года, экономика возобновит номинальный рост. Возможно, молдавские предприниматели, экспортеры, производители ждут сигналов оживления с региональных рынков. Между тем с международных рынков уже поступают сигналы о восстановлении или преодолении этой критической точки, а МВФ подтвердил соответствующий факт.
В действительности в 2010 году у Республики Молдова есть преимущество, которое может гарантировать ей сравнительно быстрое восстановление. Так, финансовая система (в частности банковская система) не была затронута — не было банкротства банков (случай Investprivatbank стоит особняком), не понадобилось вмешательства государства, как в других странах. Если наблюдается спад, но действует финансовая система, преодолеть этот спад можно легче. Наверняка банковская система столкнется в 2010 году с проблемой неблагоприятных кредитов, доля которых в общей структуре займов оценивается в 15%, а это означает, что банки продолжат быть осмотрительными в плане кредитования и очень внимательными к расходам.
В 2010 году мы можем стать свидетелями возможного снижения цен на рынке недвижимости, однако лучшим советом для людей, желающих приобрести жилье, будет проявить терпение и следить за динамикой на рынке недвижимости. Не следует забывать, что 2010 год может снова оказаться годом выборов, соответственно, курс экономических реформ или потенциальных перемен может претерпеть те или иные изменения. Налоговая политика и бюджет на 2010 год сверстаны в ужатой и ограниченной форме, а иначе в нынешних кризисных условиях и нельзя. Таким образом, внутренний и внешний долг, налоговая политика и бюджет на 2010 год будут серьезными вызовами этого года. Политика в области зарплат, обменный курс национальной валюты и динамика цен станут центральными темами дискуссий властей с международными финансовыми организациями, в частности с Международным валютным фондом.
В 2010 году, возможно, даже больше, чем в предыдущие годы, инфляция будет самой главной целью. В зависимости от ее динамики будут меняться и другие макроэкономические показатели, имеющие значение для широкой общественности. Пока что можно сказать с определенной долей уверенности, что годовой уровень инфляции не превысит 5%, отметки, оговоренной в проекте бюджета на 2010 год, и вместе с тем существуют большие шансы на то, что этот показатель превысит прогнозируемый уровень, учитывая возможный рост цен на импортируемые углеводороды и энергоресурсы, о чем объявили и власти. Определенно, инфляция останется наиболее значимым для экономики показателем.
Вероятно, Национальный банк Молдовы и в 2010 году будет придерживаться режима управления валютным курсом, прежде всего для сдерживания инфляции. Однако все будет зависеть и от динамики на региональных и международных рынках. Крайне положительные отношения, закрепившиеся между властями и международными финансовыми организациями, в частности с Международным валютным фондом и Всемирным банком, станут в 2010 году очень хорошим сигналом для институциональных и других инвесторов. Кроме того, улучшились отношения правительства с Корпорацией «Вызовы тысячелетия», благодаря чему программа «Compact» будет подписана уже в 2010 году.
Несомненно, год нас ждет совсем не простой, принимая во внимание экономическую конъюнктуру плюс потенциальный рост как внутренней, так и внешней задолженности, однако с помощью усердного труда, проявляя терпение и желание, власти смогут преодолеть трудности, пускай и частично.