Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
В прошлом году Республика Молдова приняла политическое решение — наполнить новым качеством свои отношения с Северо-Атлантическим альянсом. В рамках визита в Брюссель президент Республики Молдова Владимир Воронин сформулировал официальную позицию относительно перспектив отношений с НАТО. Никогда раньше для руководства Республики Молдова не существовало более благоприятного политического климата для активизации партнерства с Альянсом. Поддержка политических партий и гражданского общества отличается позитивной динамикой, а это вселяет оптимизм в оценке перспектив этих отношений. В этих обстоятельствах руководство страны поставило перед собой задачу приступить, начиная с мая 2006 года, к выполнению Индивидуального плана партнерских действий (ИППД) «Республика Молдова — НАТО».
Таким образом, можно констатировать, что за короткий период времени Республике Молдова удалось установить необходимые юридические рамки и создать адекватные административные механизмы для разработки и качественной реализации ИППД. За ходом разработки и реализации Плана следит Президент Владимир Воронин и Высший совет безопасности, а согласование действий обеспечивает Национальная комиссия по разработке и внедрению ИППД, учрежденная президентским указом от 5 августа 2005 года.
14 марта 2006 года на заседании Высшего совета безопасности был рассмотрен и одобрен проект Индивидуального плана партнерских действий «Республика Молдова — НАТО». Участники заседания заслушали доклад председателя Национальной комиссии по разработке и внедрению ИППД, министра иностранных дел и европейской интеграции, вице-премьера Андрея Стратана. В докладе отмечалось значение активизации политического диалога и сотрудничества с Северо-Атлантическим альянсом. Особо подчеркивалось, что План действий с НАТО созвучен и дополняет Стратегию экономического роста и сокращения уровня бедности (СЭРСУБ), План действий РМ-ЕС, программы сотрудничества с Советом Европы и другими международными организациями.
В этой связи Президент Владимир Воронин отмечал тот факт, что Индивидуальный план партнерства не противоречит конституционному принципу нейтралитета государства и что его реализация будет способствовать активизации сотрудничества в рамках Программы «Партнерства во имя мира» в различных областях, в том числе в научной, экологической, экономической и технологической сферах. После одобрения Проекта ИППД на национальном уровне документ был передан Международному секретариату НАТО для направления всем 26-ти государствам НАТО на рассмотрение. В середине апреля этот процесс успешно завершился, а официальный Кишинев и НАТО готовы подписать и принять документ в сроки, установленные с обоюдного согласия — предположительно, это произойдет в мае 2006 года.
Таким образом, Молдова стала шестой страной, которая присоединяется к этому механизму сотрудничества с НАТО (после Грузии, которая подписала ИППД в октябре 2004 года, Украины — в апреле 2005 года, Азербайджана — в мае 2005 года, Армении — в декабре 2005 года и Казахстана — в феврале 2006 года). Украина и Грузия твердо заявляют о намерении использовать ИППД для подготовки вступления в НАТО, а остальные государства, примкнувшие к ИППД, аргументируют активизацию отношений с НАТО потребностями реформирования вооруженных сил.
Учитывая, что новое качество партнерских отношений диктует переоценку позиций и восприятия населением проблем обеспечения национальной безопасности, что укрепление и расширение уровня сотрудничества с государствами-членами НАТО предполагает наличие широкой народной поддержки мер по реформированию национальной системы безопасности и обороны, разработчики программы «Барометр общественного мнения Республики Молдова», курируемой с 2000 года Институтом общественных политик, задались целью в апрельском номере 2006 года изучить эти проблемы при помощи очередного социологического исследования на национальном уровне.
Прежде всего следует отметить тот факт, что более половины населения воспринимает НАТО как «военно-политический общеевропейский и трансатлантический альянс» (30%) или как «защитный зонтик для стран Западной, Центральной и Восточной Европы» (22%) и только 7,5% считают его «агрессивной организацией, очагом нестабильности для нашей страны» или «альянсом-соперником Российской Федерации» (10%).
Практически каждый второй респондент понимает конституционное положение о «постоянном нейтралитете» в том смысле, что Молдова «не может войти в военные блоки» (24%) или что она «не может участвовать в военных конфликтах» (24%). При этом 15% считают, что Молдова «должна поддерживать дружественные отношения со всеми государствами, даже с риском потерять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность» или что «Молдова не может присоединиться ни к НАТО, ни к Договору о коллективной безопасности СНГ».
Поразительно, но немногим более 6% населения считает себя очень информированным или достаточно широко информированным о Программе партнерства во имя мира, развернутой НАТО в 1994 году, 18% — удовлетворительно, а 34% — мало и даже совсем не информированным. Треть населения (32%) считает, что решение молдавских властей развивать отношения с НАТО путем принятия и реализации Индивидуального плана партнерства в целом будет способствовать укреплению национальной безопасности страны, другая треть (30%) разделяет противоположную точку зрения, а около 39% респондентов не определились в этом вопросе или не захотели ответить на него. Примерно такой же расклад мнений отмечается и в другом вопросе: 33% населения считает, что Республике Молдова нужно последовать примеру десяти стран, недавно присоединившихся к Европейскому союзу, вначале вступив в НАТО (Польша, Чехия, Венгрия и др.), 31% полагают, что нет, а другие 37% не определились в этом вопросе.
Значительная часть населения (35%) считает нейтралитет оптимальным методом для обеспечения безопасности страны, 23% видят гарантию безопасности в присоединении к НАТО, 15% отдают предпочтение Договору о коллективной безопасности СНГ, тогда как 27% населения не имеет определенного мнения на этот счет. Если в ближайшее воскресенье состоится референдум о присоединении Республики Молдова к НАТО, 34% населения готовы проголосовать «за», 23% — «против», 10% не примут участия в референдуме, 28% не знают или не определились, 5% не пожелали или не смогли ответить на этот вопрос.
На первый взгляд, приведенные выше результаты однозначно указывают на наличие четкого сегмента населения (около 30–35%) с про-натовскими взглядами, однозначно выступающего за безоговорочное присоединение к Альянсу. Эта группа предельно восприимчива к процессам реформирования, через которые проходит эта военно-политическая организация, и готова поддержать внутренние реформы и перемены, необходимые для того, чтобы стать кандидатом на вступление в НАТО. Другой сегмент, более ограниченный — порядка 20–25% — выражает «консервативные» взгляды и либо выступает против вступления Молдовы в НАТО, либо обуславливает этот выбор или не верит в надежность и успешном завершении процесса евро-атлантической интеграции. Третий сегмент, который охватывает около 15–25% населения, неуверен, плохо информирован и дезориентирован в вопросах о том, какой выбор обеспечит Республике Молдова максимальную безопасность.
Примечательно, что мнения этих сегментов населения явно контрастируют с про-европейскими устремлениями. Поддержка линии на присоединение к Евросоюзу в последние 2–3 года отличалась неуклонно нарастающим характером и превысила 70-процентную планку по данным апрельского Барометра 2006 года. 39% готовы безоговорочно принять поддержку Румынии в процессе интеграции в ЕС, такой же процент примет поддержку с определенными оговорками. Вместе с тем, около 47% респондентов видят в Румынии государство, которое в состоянии оказать Молдове наиболее существенную помощь в процессе присоединения. Что касается сложившихся отношений между Республикой Молдова и ЕС, неожиданно большой процент населения — 68% — заявляет, что они полностью или частично информированы о положениях Плана действий Республика Молдова — Европейский союз, подписанного 22 февраля 2005 года и на реализацию которого отведено три года.
Возвращаясь к вопросам безопасности и обороны, отметим, что 58% населения против участия небольшого военного контингента в международной пост-конфликтной миссии в Ираке (за такое участие выступают 25%). Негативное отношение превалирует в отношении участия молдавских военнослужащих в операциях по поддержанию мира под эгидой ОБСЕ (30% поддерживают и 37% — нет) и НАТО (27% поддерживают и 40% — нет). Зато когда речь заходит о Европейском союзе и ООН, превалируют положительные оценки (соответственно, поддерживают 42% и 38%, не поддерживают 28% и 33%). По сути, эта позиция сопоставима с общественным мнением в таких странах, как Прибалтийские (в частности, Эстония), Словакия, Чехия и др., которые уже являются членами НАТО и ЕС.
Результаты исследования оценок и отношения населения Республики Молдова к евро-атлантической интеграции, в том числе с точки зрения проблем национальной безопасности, однозначно указывают на необходимость: разработки и реализации программы, направленной на информирование граждан о сути этих проблем; проведения публичных дебатов; сведения воедино концепции про-Евросоюз и концепции про-НАТО. Именно эти меры являются неотъемлемыми факторами формирования сильной народной поддержки интеграционному процессу и мобилизации усилий общества на достижение официально заявленных стратегических целей.