Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
В настоящий момент оценка динамики восприятия социально-экономической и политической ситуации в Республике Молдова необходима по двум причинам: а) 25 февраля 2007 года исполняется 6 лет (3/4 от срока двух мандатов) с момента получения Партией коммунистов (ПКРМ) абсолютного парламентского большинства; б) по сути, началась подготовка к всеобщим местным выборам, намеченным на конец мая — начало июня, которые подскажут, насколько реально сможет претендовать ПКРМ в 2009 году на третий мандат в качестве правящей партии.
Такая оценка нужна еще и потому, что с ноября 2001 года Институт общественной политики (ИОП) периодически «измеряет» восприятие общественно-экономической и политической ситуации в рамках «барометра общественного мнения», с практически одним и тем же набором вопросов. «Барометр» важен для выявления тенденций, обозначившихся по результатам 11-ти опросовRO, проведенных в течение пяти лет. Кроме того, проведение опросов по заказу того же Института общественной политики с соблюдением аналогичных методологических требований и при такой же марже погрешности укрепляет уверенность в том, что выявленные тенденции отражают адекватные восприятия реальных социально-экономических и политических процессов, несмотря на то, что исследование провели различные исполнители. Учитывая тот факт, что в Республике Молдова все еще сохраняется недоверие к социологическим опросам, а также подозрения в манипулировании общественным мнением посредством опросов, необходимо отметить, что есть смысл сосредоточиться не на количественных показателях, а на отклонениях от «нормы». Действительно, о чем могут говорить результаты опросов, из которых явствует, что за последние 6 лет подавляющее большинство граждан Республики Молдова считали, что дела в стране идут в неправильном направлении, если, с другой стороны, эти же сами граждане доверяют больше всего правящей партии, что нашло подтверждение и в трех избирательных кампаний?
Тенденции, выявленные в результате опросов, по идее должны как-то отражать политический контекст, реакцию общественности на события с особым резонансом во внутренней и внешнеполитической жизни; но эти моменты, хоть и осязаемые, не всегда проявляются сполна: протесты в режиме нон-стоп, организованные под эгидой Христианско-демократической народной партии в январе-мае 2002 года; протесты против «меморандума Козака» в ноябре 2003 года; образование стратегического партнерства в результате голосования в парламенте 4 апреля 2005 года; российское эмбарго на продукцию растениеводства и животноводства молдавского происхождения, а также на молдавские вина; многочисленные шумные политические скандалы в связи с нарушением прав оппозиции, свободы выражения и средств массовой информации и пр.
Слабую реакцию граждан на вышеперечисленные громкие события можно объяснить следующим образом: а) на восприятие граждан определяющее влияние оказывает способ освещения этих событий в СМИ, а это крайне болезненная тема для политического класса; б) последствия важнейших событий проявляются в силу инерции позже, когда возможность установления причинно-следственной связи значительно слабее; в) кумулятивные и трудно осязаемые последствия нескольких событий мажорного звучания усиливают или затупляют ответную реакцию граждан. Тем не менее, граждане Республики Молдова очень четко и ясно реагируют тогда, когда что-то непосредственно угрожает их материальному состоянию. Поэтому как для исследователей, так и для политического класса первостепенно важным является то, каким образом восприятие гражданами социально-экономической и политической ситуации может сказаться на их поведении на выборах.
Отношение граждан Республики Молдова к выборам, несомненно, имеет свою специфику. Ряд исследований, основанных на результатах социологических опросов периода 1993–2000 годов, убедительно показали, что в крайне плохих условиях, но при относительной стабильности изменение поведения электората было связано в основном с изменением поведения политических лидеров, особенно тех, что занимали высокие государственные должности. Результаты местных выборов 1995 года, президентских 1996 года, парламентских 1998 года и местных 1999 года неоспоримо доказывают, что в тот период социально-экономические и политические шоки, усиленные интересами правящих группировок и тех, кто рвался к власти, порождали «миграцию» лидеров от одной партии к другой, а также образование новых партий или альянсов. После парламентских выборов 1994 года, которые стали отправной точкой для определения рейтинга партий и политических лидеров, «миграция» последних в результате раскола и объединений вызывали симпатию со стороны избирателей, которые с завидной преданностью повторяли извилистые траектории лидеров. Помимо «миграции» лидеров, единственное выдающееся событие того периода было связано с постепенным вытеснением со стороны ПКРМ своих временных заменителей — Аграрно-демократической партии Молдовы (АДПМ) и Движения «Unitatea-Единство».
Парламентские выборы от 25 февраля 2001 года ознаменовали начало вытеснения с отечественной политической сцены ряда лидеров из числа «мигрантов» и дали старт новому этапу абсолютной доминации ПКРМ в качестве правящей партии. Надо иметь в виду, что для подрыва «преданного электората» предыдущего этапа и начала новой фазы создания «преданного электората» существовали довольно серьезные предпосылки: а) финансовый коллапс России в августе 1998 года самым пагубным образом сказался на экономике Республики Молдова, и это сполна проявилось в 1999–2000 г.г.; б) конституционный кризис 2000 года полностью дискредитировал формирования и политических лидеров, с которыми ассоциировалось правление в тот период (партии, входившие в Альянс за демократию и реформы (АДР) и тех, кто поддерживал президента Петра Лучинского); в) на редкость благоприятные условия, не существовавшие в тот момент в других государствах СНГ, для оппозиционной ПКРМ, которая получила возможность свободно критиковать правление за последствия финансового коллапса и конституционного кризиса, а также условия для беспрепятственной предвыборной агитации. Последний фактор зафиксирован в отчете миссии ОБСЕ по мониторингу парламентских выборов 2001 года. Никогда до и после тех выборов общественное телевидение Молдовы не получило такой высокой оценки за практически безупречное освещение избирательной кампании.
Абсолютная победа ПКРМ на выборах в 2001 году не является результатом однозначной поддержки молдавскими гражданами коммунистической идеологии, а повторную победу коммунистов в марте 2005 года следует рассматривать лишь как подтверждение заслуг ПКРМ, которая сумела стабилизовать социально-экономическую ситуацию и сохранить ее, пусть и в крайне специфичной для коммунистической партии манере, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой: а) результаты финансового коллапса и сопутствующие ему последствия были устранены в значительной степени правительствами Иона Стурзы (АДР) и Думитру Брагиша; б) с приходом ПКРМ к власти совпал и стремительный рост денежных переводов от молдавских граждан, работающих за рубежом; в) начался заметный экономический рост в регионе, чем воспользовалась и Республика Молдова. В результате можно определить степень удовлетворения граждан Республики Молдова экономическим состоянием страны за последние 6 лет.
Не менее примечателен тот факт, что сохраняется более или менее константным вариант «смены руководства страны», который лишь около 15% респондентов считают кровно необходимым для улучшения социально-экономической ситуации в стране.
Есть явные признаки того, что как власти, лидеры правящей партии, так и оппозиция понимают, что стабильность в Республике Молдова сродни стагнации. Правление заинтересовано преодолеть стагнацию, сохраняя контроль над ситуацией, то есть — стабильность. Оппозиция требует перемен, зная по опыту прошлых лет, что избиратели не прощают политическим силам, виновным в дестабилизации с отрицательными последствиями для материального состояния. Это объясняет многие политические события, произошедшие в последнее время в Республике Молдова.
На данный момент только головокружительный рост цен на газ представляет наибольшую угрозу стабильности. Недавнее подорожание газа подтверждает опасения граждан, выраженные в социологических опросах. Есть ряд факторов, влияющих на драматичное повышение цен, но самый важный связан с цепной реакцией, которую вызовет подорожание природного газа. Другие факторы, угрожающие стабильности, отличаются политическим характером и касаются в основном отношений Республики Молдова с Российской Федерацией. Несомненно, последствия российского эмбарго на молдавские вина и продукты растениеводства и животноводства еще покажут себя, несмотря на то, что на вербальном уровне ограничения сняты. Намерения «спекуляции» дестабилизирующими факторами четко проявились в первой половине 2005 года, когда промосковская организация «Patria-Moldova», которая выдает себя за представителя интересов всех молдаван, работающих за рубежом, при поддержки приднестровских кругов попыталась спровоцировать острый кризис в Республике Молдова, муссируя в средствах массовой информации идею неминуемости финансового коллапса и призывая граждан в срочном порядке снять свои сбережения из банков.
В этих обстоятельствах, учитывая приближение всеобщих местных выборов, молдавские власти предприняли ряд действий, призванных обеспечить социально-экономическое и политическое равновесие в стране: