Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингПолитикаКомментарии

Приднестровское партостроительство: новое или хорошо забытое старое?

|версия для печати||
Максим Кузовлев / 18 марта 2007
ADEPT logo
В Приднестровье в прошлом году был отмечен строительный бум. Причем строительство велось в основном в … партийной сфере. В этом году бум заметно спал. Может зима тому причина? Или количества партий на душу населения — уже достаточно?

В прошлом году были созданы Народно демократическая партия «Прорыв!» («дочка» скандально известной общественной организации «Прорыв!», идеологом которого является не менее скандально известный Дмитрий Соин), Республиканская Партия «Обновление» (появилось из созданного в 2000 г. Общественного движения «Обновление»), «ЛДПР Приднестровья» (фактический филиал известной российской партии), Патриотическая Партия Приднестровья (более всего известная тем, что ее возглавил один из сыновей Игоря Смирнова — Олег Смирнов) и «Народная воля Приднестровья».

Кроме названных партий в регионе реально действуют Партия коммунистов Приднестровья, Приднестровская коммунистическая партия. Сейчас партий этого идеологического направления — две, однако было больше. Количество партий адептов марксизма-ленинизма доходило до пяти. Однако серьезного влияния на политическую жизнь Приднестровья они, по большому счету, никогда не имели, растрачивая свою энергию, в основном, на разбирательства друг с другом, кто из них более коммунистически ориентирован.

В основном факт создания в 2006 году значительного количества политических партий в Приднестровье объяснялся как результат эволюционного развития приднестровского общества.

Есть также мнение, что создание в 2006 году значительного количества политических партий — это результат возникновения и развития в регионе разнообразных финансово-экономических групп, которые через соответствующие политические партии стремятся решать свои собственные интересы (в качестве примера имеющее большинство депутатских мест в приднестровском парламенте, возглавляемое его спикером Евгением Шевчуком «Обновление» — фактическое политическое представительство фирмы «Шериф»).

Некоторые расценивают этот процесс как стремление администрации И.Смирнова продемонстрировать международному сообществу (не обращающему внимания на развитие демократических институтов в Приднестровье), что большинство населения региона поддерживает деятельность нынешнего президента непризнанной республики и его внешнеполитический курс, направленный на сближение/присоединение (нужное в зависимости от усилий во внешнеполитическом направлении — подчеркнуть) к России.

Кроме перечисленного я слышал также мнения, которые можно сформулировать следующим образом. Эти процессы — ни что иное, как результат действия как внутренних, так и внешних факторов на существующие в регионе квази государственные и общественные институты.

В конце прошлого месяца появилась новая партия — Приднестровская Республиканская Партия (ПРП). Матерью этой партии стало РОПО (республиканское общественно-политическое объединение) «Республика», которое, в свою очередь была организована в 2004 г. к парламентским выборам. ПРП — фактически государственная структура, посему цели и задачи у нее соответствующие. «Республику» возглавлял нынешний вице-президент, бывший министр внутренних дел, генерал майор Александр Королев, ПРП же возглавил директор молдо-германского совместного предприятия Владимир Рыляков, в начале девяностых возглавлявший тираспольский горсовет, позже — работавший на различных должностях, связанных с внешнеэкономической деятельностью Приднестровья.

Интересная деталь. ПРП предлагает изменить приднестровское избирательное законодательство и проводить выборы по партийным спискам. По действующему законодательству выборы проходят по одномандатным округам. Чем-то напоминает желание этой партии российские тенденции в выборном деле.

В Приднестровье многое делается под российскую кальку. В том числе и в партостроительстве. Сейчас мало кто вспоминает, с каким успехом, шумом и позже скандалами появилось и действовало «Единство Приднестровья» с эмблемой бурого медведя, брата-близнеца медведя на эмблеме российского «Единства». Однако где сейчас «Единство Приднестровья», которое в приднестровском парламенте третьего созыва (2000–2005) обладало большинством голосов? Кануло в лету, никто о нем не вспоминает.

В агитках новых партий обычно говорится о «усилении роли и места партий в жизни общества», вспоминается история общественных движений, поминаются иные ушедшие в небытие партии («Демократическая партия Приднестровья» (1991), «Партия экономической свободы» (1992) и др.). Но почему-то не вспоминают «Единство Приднестровья». Забудьте. Было и прошло. Сейчас «новый этап партийного строительства».

Ни одна из политических партий не ставит в своих программных целях — реинтеграцию с Молдовой. Что, наверное, не удивительно.

По приднестровскому законодательству в регионе не могут существовать филиалы зарубежных партий. Но это неудобство можно достаточно просто обойти, зарегистрировав фактический филиал партии, согласовав устав и программные цели с местными реалиями. Яркий пример этому — ЛДПР Приднестровья.

Пользуются ли партии поддержкой населения. Сложно сказать. Ярых и убежденных партийцев, не важно какого направления — я не встречал. Если человек агитирует, к примеру, за «Обновление», значить он получает за эту деятельность вполне осязаемые наличные средства. Но мне почему-то кажется, что если агитатору предложить больше за его скорбный труд «глаголом жечь сердца людей», то скорее всего — он согласится переменить свои взгляды.

В общем как везде. В приднестровском, правда, преломлении…

Восприятие внешних отношений (Часть II) Местные выборы 2007