Кишинэу 2018 | Гагаузия 2016 | Президентские 2016 | Выборы 2015 | Башкан 2015 | Гагаузия 2012 | partide.md
Итак — очередная сенсация. Но даже у сенсаций, если они происходят в Молдавии — есть свои закономерности. По крайней мере, в способах появления на свет. Информационные сенсации о том, что что-то эдакое, прорывное и обязательно неизбежное произойдет — появляются через российские СМИ. В последнее время источник сенсаций касательно дел молдавских — российский «КоммерсантЪ».
В интервью от 11 марта этого года президента РМ названному изданию почти утверждается, что Россия готова гарантировать восстановление территориальной целостности Молдавии в обмен на ее отказ от вступления в НАТО. Соответствующие документы могут быть подписаны уже в ближайшее время.
Мало того, президент готов сесть за стол переговоров ради объединения «с кем угодно», если на карту будет поставлен вопрос объединения страны. После урегулирования, по замыслу властей, Молдова «останется унитарным государством с двумя автономными образованиями — Гагаузией и Приднестровьем. У Приднестровья останется все: герб, флаг, государственные языки (в ПМР три госязыка — молдавский, русский и украинский), которые они считают нужными».
А что же высшее руководство РФ? Кто-то из российской политэлиты сказал нечто подобное? Действительно ли «Россия готова»? Да и вообще, корректно ли говорить в таком ключе? Согласован ли этот план с другими участниками переговорного процесса? Вопросов — множество. Но в большинстве своем — они риторические.
Случай Косово стал катализатором всех процессов, связанных с замороженными конфликтами на пост советском пространстве. В Карабахе — ситуация перешла из стадии «плохой мир», в стадию «ни войны ни мира», азербайджанское руководство неоднократно заявляет, что решит вопрос — без разницы каким путем. Военный вариант — не исключается.
Южная Осетия и Абхазия — полностью «завязаны» на Россию и это ни для кого не секрет. Сама же Россия действительно не стала «обезьянничать», после провозглашения независимости Косова и стала воплощать в жизнь свою политику, которая ей в конкретный момент — по силам. Отменили, к примеру, экономическое эмбарго для Абхазии, которое, по большому счету и не работало. Но, надо было показать, что и как. Просто запротоколировали реальное положение дел. И в то же время показали, что и внешняя политика — имеет место быть.
Что же касается Приднестровья, то, по обыкновению со стороны РФ — никаких официальных заявлений о признании. Всё как обычно — поддержка региона, которая ни для кого не секрет — есть и в ближайшем будущем вряд ли прекратится. Все это понимают. Может поэтому молдавская сторона на самом высоком уровне пытается решить вопрос именно через Москву.
Теперь о гарантиях невступления в НАТО. Опять же повторимся, в ближайшем обозримом будущем — ни о каком вступлении РМ в строй Североатлантического блока — речи не идет. А если и идет — то это лишь пустопорожняя риторика. НАТО в данное время никогда не пойдет в нестабильную страну, с неконтролируемой центральными властями частью территории. Да еще на этой есть российское военное присутствие на этой самой неконтролируемой территории. НАТО — нужна стабильность. Безусловно, в той или иной степени Альянс будет принимать участие в жизни страны. План действий «Молдова — НАТО», визиты высшего руководства страны в штаб-квартиру Альянса, встречи и общение как в РМ так и не в РМ на эту тематику — всё это присутствует. Но представить себе ситуацию, когда идет размен: «торжественно клянемся не вступать в НАТО» на «Россия объединит Молдову по молдавскому варианту» воплощенной в реальную жизнь, как минимум — трудно.
Плюс — ЕС и США, в последнее время весьма активно включившиеся в процесс, вряд ли с огромным удовольствием будут приветствовать такие шаги Молдовы. Банальный вопрос: «А мы? А как без нас?» — обязательно появится.
И еще момент. «Если к парламентским выборам 2009 года мы решим приднестровский вопрос, будет очень хорошо. В парламент в таком случае попадут депутаты от Приднестровья, и он, таким образом, будет учитывать интересы всей страны. Я бы очень хотел, чтобы в новый парламент Молдовы попали приднестровцы», — сказал Воронин в интервью газете «Коммерсанту». Получается так, что приднестровские товарищи — просто не понимают, как им повезет и как «будет очень хорошо». Уже был парламент с приднестровскими депутатами. Помните — был такой депутат Верховного Совета МССР — Игорь Смирнов. Он и другие приднестровские депутаты в итоге не смогли никаких своих решений провести в парламенте. А дальнейшее отсутствие приднестровцев — не помешало тогдашнему парламентскому большинству — повести страну своим курсом.
Может теперь ситуация принципиально поменялась? Прошло же столько лет! Но почему же тогда приднестровский политический бомонд не рвется в Кишинев, в Парламент, а предпочитает решать вопросы с россиянами, США, да кем угодно, только не с молдавским истеблишментом? Вопрос — не требующий ответа. Всё понятно. Они просто доверяют да и понимают, с кем реально можно решать вопросы.
Касательно же российской внешней политики на пост советском пространстве в зонах замороженных конфликтов, я соглашусь с мнением члена научного совета Московского центра Карнеги Алексеем Малашенко, который очень четко обозначил: «Наша (т.е. российская — авт.) внешняя политика двойственна. С одной стороны, есть четкая и вменяемая позиция, что никакого признания не будет. Но есть и политика вербальных игр, которой в основном занимается Дума. Это бесплатный цирк — покричат, пошумят».
Молдавской стороне, в приднестровском вопросе неизменно выступающей в роли просителя, пока что нечего предложить. А все чартеры дипломатов из Москвы в Кишинев, из Кишинева в Москву, как ни жаль это признавать, — протокольная работа. Ничего принципиально нового.