Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингПолитикаКомментарии

«План Козака-2» или признание Приднестровья?

|версия для печати||
Максим Кузовлев / 15 сентября 2008
ADEPT logo
«Я пришел к выводу, что политика — слишком серьезное дело, чтобы оставлять её политикам».
Шарль де Голль

26 августа у Президента России Дмитрия Медведева был весьма насыщенный график. В тот день он поведал миру о том, что подписал Указ о признании Республики Южная Осетия (РЮО) и Республики Абхазия. Наверняка, этот день — фактически можно считать новой точкой отсчета во взаимоотношениях в мире. Западный мир стал активно искать способы влияния на Россию и обнаружил, априори существовавшую ситуацию отсутствия однополярного устройства.

25 августа, так уж совпало, Медведев встретился с молдавским Президентом Владимиром Ворониным. После встречи последний «выразил удовлетворение результатом бесед, проведенных с Дмитрием Медведевым, отметив, что на первом плане встречи с президентом Российской Федерации стояла приднестровская проблематика».

Далее из официального сообщения: «Глава государства подчеркнул особый интерес, проявленный Дмитрием Медведевым к проекту закона о статусе приднестровской автономии, который был разработан на основе Закона об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра, принятого политическим консенсусом 22 июля 2005 года.

То, что было единогласно решено политическим классом Республики Молдова — парламентом страны — должно быть положено в основу решения приднестровского конфликта, заявил президент. Глава государства отметил, что со стороны Российской Федерации также нет больших замечаний по этому законопроекту».

И тут же в СМИ очень четко была освещена позиция России устами министра иностранных дел Сергея Лаврова. Абсолютно иные фразы! По его интерпретации стороны в приднестровском конфликте готовы вернуться к «Плану Козака» 2003 года и решить оставшиеся проблемные вопросы. «Практически все вовлеченные в конфликт стороны сейчас убеждены в необходимости вернуться к тем самым принципам, которые в 2003 году были так близки, чтобы стать договоренностями»: — дословно цитата. То есть, говоря проще, Москва не будет рассматривать варианты, который будет существенно отличаться от Плана Козака.

Ну, это расхождение в интерпретации, в общем-то, привычно и очень предсказуемо. В Москве или в ином российском населенном пункте молдавская элита на встречах с представителями российской элиты — по обыкновению, очень пророссийская. А будучи в западных странах личности, представляющие Молдавию — очень даже проевропейские. Увы и ах, молдавский истеблишмент никогда не проявлял лидерства в переговорном процессе, никогда не искал реального разрешения, традиционно ограничиваясь лавированием среди сильных ни будучи никем, постоянно менял свою позицию или же имел несколько точек зрения.

Молдавский истеблишмент, живущий в текущем веке ожиданиями «счастья от Запада» мало для сближения с Западом делал. Молдавское экспертное сообщество, в своем большинстве, так или иначе соприкасающееся с властью, судя по всему, часто невольно воспроизводит её убежденность и её уверенность, как ни жаль, не особо подкрепленную фактами, а больше основанной на каких-то слухах «из верхов». Такое ощущение, что подавляющая часть молдавского экспертного сообщества, как обычно, продолжает действовать по правилу: «чем дать событиям объективную оценку, лучше воспринимать их как удобно, таким образом — приблизиться к истинному пониманию событий». Большинство экспертов в один голос, но на разные лады утверждали, что никогда Россия не признает Осетию и Абхазию, приводя достаточно большое количество блестящих доводов, сводя их к международным правовым нормам, давно и надежно отброшенных большими мировыми игроками в сторону. Кстати насчет правовых международных норм… Норма — это всего лишь вопрос соглашения. Иными словами, если кто-то, пусть немного согласятся, посчитают что-либо действительным, это и станет (по крайней мере, для тех, кто согласился) действительным. Что и продемонстрировало российское руководство.

Можно много говорить о том, что большие государства действуют как гангстеры, что Россия поступила согласно пословице «Наказать одного, чтобы напугать многих». Однако давайте признаем — действия США, НАТО по всему миру очень алгоритмичны и очень предсказуемы (при этом ни США, ни НАТО не считают, что такая предсказуемость — плохо). Всегда следящий — побеждает. Поэтому, опираясь, в том числе, на предполагаемую последовательность шагов, действовала, и, думается, будет продолжать в том же ключе — российская дипломатия.

Немногие будут сопереживать и радоваться дипломатическим шагам РФ. Однако, в данной ситуации России более не нужно, как в 90-е годы прошлого века очень внимательно прислушиваться к советам США. Ничто так не скрепляет политические союзы, как грохот солдатских сапог. Союз РФ и их вновь обретенных «кавказских друзей» будет крепок. Теперь о новых «кавказских друзьях». Хотелось бы напомнить, что между Приднестровьем, РЮО и Абхазией действует «Сообщество за демократию и права народов», и на парламентском уровне — Межпарламентская ассамблея. Представительство Абхазии и Южной Осетии есть в Тирасполе. Такие же представительства есть у Приднестровья и в Сухуми и в Цхинвале.

После признания РЮО и Абхазии, Приднестровье очень активизировалось в своих контактах с «кавказскими товарищами», неустанно говоря, что у них прав не меньше. И осетины и абхазы с этим утверждением согласны, но не думаю, что они решат установить в свою очередь дипломатические отношения с Приднестровьем без согласия их общего «старшего брата» — Москвы. То есть, у Москвы появился еще один рычаг давления на Кишинев. Россия то может и не признать, но вот «новые независимые», где подавляющая часть населения — российские граждане — почему нет. Если российский президент сочтет нужным…

Интересный момент. 26-го августа, в тот самый день признания независимости Игорь Смирнов встретился с Дмитрием Медведевым. В аккурат — после Воронина, как раз после рассказа молдавского президента о встрече с российским коллегой.

Интересен еще один факт. 21 августа Владимир Воронин на встрече с Траяном Бэсеску заявил, что военный исход южноосетинского конфликта стал показательным для Молдавии, которая имеет на своей территории неразрешенный конфликт. Он также призвал «реструктурировать миротворческие силы в странах с замороженными конфликтами». В переводе с дипломатического это означает замену российских миротворцев на международные силы.

Какие международные силы подразумеваются? НАТО? ОБСЕ? ЕС? ООН? Но, как известно, пока реальных предпосылок и движений ни у одной организации в отношении формирования миротворческого контингента — нет.

События в РЮО так же спутали планы США по мягкому, последовательному продвижению своей роли не только в переговорном процессе, но и в участии в как таковой жизни приднестровского региона, через проекты, программы, налаживание контактов и т.д.

И еще момент. О Приднестровье, не будь «жаркого августа», в Кишиневе вряд ли кто вспомнил по серьезному, кроме дежурных моментов и реакций, не до него было, начинается предвыборная гонка. Большая часть членов молдавского правительства никогда не была в Приднестровье, официально являющегося по всем международным соглашениям и договорам частью государства Молдова, и, так мне кажется, в ближайшем будущем не будет испытывать дерзкого и страстного желания посетить этот регион. Но вот августовские события совсем все перевернули, так или иначе придется втягиваться в переговоры с Москвой и что-то решать, или, вернее сказать, на что-то соглашаться. Почему с Москвой, а как же другие игроки? А что другие игроки? У них своих дел немало. На Украине перманентная война всех против всех на политическом Олимпе. Новые игроки? К примеру, ЕС? А что предлагал ЕС? Кроме постоянного, из года в год переливаемого постулата о незыблемости переговорного формата «5+2»? Кто-то как-то поддерживал хоть какие-то призрачные намеки на предполагаемое европейское стремление Приднестровья. Нет. Зачем? Такое ощущение, что ЕС так и не решило для себя, как они будут участвовать в урегулировании.

Да и по большому то счету, давайте подумаем, а знают ли новые игроки в этом конфликте — чего они на самом деле хотят?

Так что, думается, ответов на то, что будет с приднестровским вопросом, как он далее будет решаться — ждать совсем недолго. События развиваются очень уж стремительно.

Новое время, новый мир, что ж вы хотите.

Расколотая оппозиция рискует… Ставка парламентских выборов 2009 года